Нас пугают: с присоединением Кыргызстана к ЕАЭС на рынки хлынет кыргызский и китайский ширпотреб, который подорвет нашу легкую промышленность.
Такие опасения все чаще стали высказывать даже авторитетные казахстанские эксперты в различных онлайн-изданиях. Недавно глава казахстанской Ассоциации таможенных брокеров Геннадий Шестаков в интервью одному новостному порталу выразился так: «После присоединения на наш рынок хлынут низкосортные товары из Китая. Уже сейчас в Казахстане налажены нелегальные поставки товаров из Китая, которые проходят транзитом через Кыргызстан, где на них наклеиваются местные лейблы. Такая продукция отличается низким качеством. Открытие таможенных границ негативно скажется на легкой промышленности Казахстана, которая и так является недостаточно развитой. В Кыргызстане же эта сфера одна из приоритетных. Там действуют фабрики по пошиву одежды, также налажена логистика по поставке тканей и компонентов для производства продукции. В таких условиях казахстанские предприятия конкурировать не смогут».
Сегодня на наших рынках в основном товары китайских и кыргызских производителей.
Правда, как именно это все подорвет нашу легкую промышленность, до конца не ясно. Если вы зайдете на сайт Ассоциации легкой промышленности Казахстана, то убедитесь, что наши швейные предприятия по-прежнему специализируются на производстве профессиональной и рабочей одежды. Есть, правда, два предприятия, которые шьют для женщин, к примеру, пальто и одежду для детей по весьма доступной цене, но в Костанае эти бренды замечены не были. В остальном же вещи с лейблом made in Kazakhstan у нас ограничиваются сувенирными футболками или одеждой казахстанских дизайнеров по запредельным ценам.
Например, есть такой бренд, как «Курак Корпе», который достаточно популярен у казахстанцев. Не поспоришь – и вещи достойные, и качество материала удовлетворит самого взыскательного покупателя, и линейка продук
ции весьма разнообразная. Но и цена совсем не демократичная. В среднем платье обойдется вам в 35 –40 тысяч тенге. Как отметил пользователь в социальных сетях, «у нас много хороших местных брендов, но по французским ценам». И на деле это выглядит именно так. Учитывая средний доход нашего населения, такой товар все-таки в числе праздничных покупок, а массовый покупатель опять-таки обращается к бишкекской и китайской продукции за 5 –10 тысяч тенге.
Другими словами, когда слышишь все выше сказанное, то хочется спросить: как можно подорвать то, чего нет?
– Легкая промышленность у нас уже была подорвана в начале 90-х годов, – говорит кандидат экономических наук, начальник управления науки и послевузовского образования КГУ Андрей Коваль. – Если взять нашу область, то это КСК, который перестал существовать. Были большие проблемы и у «Большевички», и у обувной фабрики. С другой стороны, никто ведь не мешал нашим товаропроизводителям налаживать партнерские связи и выпускать совместно с китайцами продукцию с казахстанским содержанием, доводить ее до такого уровня качества, чтобы китайцы нам были в данном сегменте не конкуренты. А если мы это не делаем, это делают за нас. И, безусловно, нашей легкой промышленности будет очень тяжело, но, еще раз подчеркну, за годы независимости наши фабрики должны были создать конкурентоспособное производство, которое могло бы конкурировать с дешевым китайским ширпотребом не только на рынке крупных государственных или корпоративных клиентов.
Что касается продавцов на костанайских рынках, то они отмечают, что, возможно, это обернется плюсом для конечного потребителя, поскольку, вероятнее всего, с отменой определенных барьеров станет ниже и цена. В то же время они отмечают, что уже и сегодня наши контейнеры постепенно заполняет бишкекский товар. И если на заре становления рынка у нас были представлены исключительно китайские производители, то за последние лет пять товары, сделанные в Бишкеке, на нем достигают порой 60 процентов.
Предприниматели так и говорят: было бы отечественное – торговали бы им. Вот только перспективы у отечественного легпрома по всей видимости невелики, учитывая недешевую рабочую силу, отсутствие производств, собственного оборудования и высокие ставки по кредитам.
– Перспективы были всегда, просто наших товаропроизводителей отечественный рынок интересовал в качестве крупных заказов, в индивидуальном потребителе они были не заинтересованы, – говорит Андрей Коваль. – Пока у них была возможность выбирать лучшие варианты. Сейчас конкуренция, возможно, заставит их выходить и на другого клиента, который более взыскателен, которому не нужны такие крупные партии, а нужен, пусть не единичный, но качественный продукт. С появлением же у нас российских и белорусских производителей необходимо будет менять и подходы, ведь рынок становится общим, менее защищенным. И если россияне начнут участвовать в тендерах, не факт, что наши фабрики будут выигрывать. Безусловно, своего товаропроизводителя надо защищать. Но, с другой стороны, нужно быть более разворотливыми, ведь ситуация возникла не сейчас, не пять лет назад, а достаточно давно. Если наш рынок не интересует наших производителей, то его заполнят конкуренты. Это логично.