Речь о пчелах, о которых директор городской школы технического творчества Амангельды САЛЫКОВ знает все.
Пробуждение
Весна год от года приходит к нам все раньше. Амангельды Сапышевич занимается пчеловодством более двадцати лет и об изменении климата знает не из новостей, от своих пчел:
– Раньше у нас первый выезд был 1 мая, сейчас уже в апреле. Да и сам период цветения медоносных культур стал короче, стремительнее.
Мы находимся на даче, она же – место зимовки маленьких сборщиков меда. Пчелиные домики стоят на платформах – кузове грузовика «ЗиЛ» и прицепе. Сегодня прохладно, и пчела покидает улей неохотно. Амангельды и его 13-летний сын Аршат облачились в специальные костюмы (на снимке): пчелка, хоть и ленивая спросонья, но укусить может.
– Погода им не нравится, – хозяин пасеки открывает флягу с прошлогодним медом, наливает в специальные кормушки. – А вот когда на поле идет хороший взяток (количество нектара и пыльцы, собираемое пчелиной семьей за определенный период времени. – Прим. ред.), тогда у пчел хорошее настроение, можно и без масок ходить. Сейчас вот старым медком их кормим. Он здоровее сахара и сахарного сиропа.
Лоток со старым медом опускают в улей, и крышка закрывается.
– Достаточно двум пчелам обнаружить еду, они тут же другим сообщают, – поясняет Аршат. Нам посчастливилось увидеть и пчелиную матку. У нее длинное тело и короткие крылья.
– В каждом улье одна матка. Сейчас она проверяет соты, насколько чисто почистили ячейки рабочие пчелы. Убедится, что все в порядке, и только потом откладывает яйца. Затем сота заливается маточным молочком. За свою жизнь пчелиная матка, а живет она в среднем 2-3 года, откладывает 250 тысяч яиц. Личинки в сотах развиваются три недели, на двадцать первый день из ячейки выходит молодая пчела, – добавляет Амангельды Сапышевич.
Мобильная пасека
Наши пчеловоды – настоящие кочевники. Весь пчелиный сезон перемещаются по области.
– В июне ищем поля с донником, – говорит Амангельды. – Потом ждем цветения гречихи. А в промежуточный период ищем разнотравье и брошенные поля, заросшие осотом. Для аграриев это сорняк, а для пчеловода – рай. Дает хороший нектар.
Как же пчеловоды ищут медоносные поля? Тут ведь ни карты, ни GPS не решают.
– За много лет интуиция вырабатывается, – поясняет пчеловод. – В последнее время наблюдается хорошая тенденция: аграрии нас сами зовут. Им это тоже выгодно. Урожайность той же гречихи на 40% повышается, ядрышко становится крупнее, качественнее. Ближе к сентябрю начинается цветение подсолнечника, до этого иногда рапсовые поля находим, если повезет.
Мобильные пасеки путешествуют дружно. Порой на полях сосредотачиваются целые городки пчеловодов. Эта консолидация тоже выгодна: можно договориться посменно присматривать за хозяйством.
Наставники и ученики
Пчеловодство любит постоянство. Спонтанно увлечься и через некоторое время охладеть – здесь такое не пройдет. И еще важны наставники – те, кто впервые показал, научил, заставил почувствовать, образно говоря, вкус трудового меда.
– Моим первым учителем был Володя Тысленко, психолог Краснопартизанской школы. Он потомственный пчеловод. Когда занялся вплотную, очень сильно помогли советами два ветерана пчеловодства – Павел Константинович и дядя Витя Курышев.
Сейчас все свои знания Амангельды Сапышевич передает сыну, племянникам. Ребята уже способны самостоятельно выполнять весь цикл работ. Помогает и супруга Асель, чье имя с арабского, кстати, так и переводится: «мед».
В целом пчеловодство только при поверхностном взгляде кажется простым. Эта отрасль сельского хозяйства даже не субсидируется. Рискованная она слишком, год на год не приходится. Это лето вновь обещает быть засушливым. А пчела очень любит влагу. В сутки 60- 70 пчелиных семей выпивают до трех фляг воды. В засуху же цветок любого медоноса становится хрупким, скудным на влагу. Пчела пытается добыть нектар и не может – злится, нервничает. А так как она насекомое коллективное, это не есть хорошо для всей пчелиной семьи.
Правильные пчёлы
У пчел все как у людей, считает Амангельды Салыков. У них не только есть собственный язык (пчела своим танцем может нарисовать многокилометровый маршрут к медоносному полю), но и сложная социальная и политическая жизнь:
– Пчелиных профессий, или специализаций, не счесть. Есть среди них не только рабочие и солдаты, охраняющие вход в улей, но также няньки, уборщики, водоносы, строители.
Есть те, кто летает за нектаром, а есть те, кто стоит на его приемке. Даже трутни, чье название стало нарицательным, необходимы: во-первых, они оплодотворяют матку, во-вторых, нужны для поддержания общей температуры в улье. Это необходимый симбиоз. Но случаются и настоящие заговоры и бунты, когда пчелы провозглашают новую королеву и могут основать новую пчелиную династию. Есть у некоторых пчел и криминальные наклонности, когда стремятся влезть в чужой улей и украсть мед. Таких воришек нещадно наказывают и изгоняют.
Наш герой говорит о пчелах с большой любовью. Ну а как иначе, удивляется пчеловод, эти благородные насекомые – вечные спутники человеческой цивилизации. Египетские пирамиды и китайские гробницы, возрастом в несколько тысячелетий – повсюду можно найти следы деятельности пчел в виде прополиса и специальных составов для мумификации. Думается, что использовать мед для подобных целей людей научили сами пчелы: ведь когда в гнездо случайно попадает, к примеру, мышь, крылатые труженики не в силах вынести ее из улья, а попросту облепляют прополисом. Такая мумия мыши может сохраниться без изменений сотни лет.
– С пчелами все понятно. Амангельды Сапышевич, а какими талантами должен обладать человек, который занимается пчеловодством?
– Он должен быть всем: плотником, столяром, слесарем, механиком, водителем. Но самое главное – он должен быть влюблен в свое дело, никак иначе.
Пчелы, говорит наш герой, находятся на вершине эволюции насекомых. За ними следуют термиты, на третьем месте – муравьи.