Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения советской пионерии.
Наверное, в нашей стране найдется мало людей старше 45 лет, которые не состояли бы в этой детской организации. О том, как она была устроена, говорим с последним ответственным секретарем нашей областной пионерской организации в 1989- 1991 годах Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ (на верхнем фото четвертый справа).
Восхождение на Аю-Даг
– Айбек Батырханович, вы ведь прошли самую главную пионерскую школу Союза – «Артек». И, насколько мне известно, до сих пор не порываете духовную связь с ним.
– Мне посчастливилось быть вожатым в «Артеке» в 1983-85 годах. Пятнадцать незабываемых смен, когда в лагерь приезжали дети со всего мира – из Индии, Кубы, Афганистана, Монголии, Вьетнама и многих других стран. Это были так называемые международные смены, когда советские школьники могли, возможно, впервые в жизни видеть своих сверстников из-за рубежа, общаться с ними.
В «Артеке» закладывали основы интернационализма, понимания многогранности мира, разнообразия культур. Какие только знаменитости не приезжали в лагерь – от композиторов Шаинского и Крылатова до чемпионов мира Кондратьевой, Сальникова и других. Мы встречали легендарную Саманту Смит. Да и сами пионерские смены делились еще и по профессиональному профилю. Например, были актерские смены, смены юных журналистов, спортсменов, ученых.
– Прибавить сюда великолепную природу Крыма...
– Помню, как директор лагеря Сергей Ерохин, ныне советник гендиректора «Артека», настойчиво возил вожатых и детей по всему полуострову, показывая его достопримечательности. Не забыть посещение Бахчисарайского дворца, Феодосии, восхождения на АюДаг. Порой и мы, и дети уставали от впечатлений, но лишь спустя годы я понял, что все увиденное нами осталось в сердце навсегда. Эти впечатления на всю жизнь и у ребят.
Принимали лучших
– Вы и сейчас общаетесь с «артековцами»?
– До сих пор держим связь и с Сергеем Вячеславовичем, поздравляли друг друга на 9 мая, и с другими вожатыми. Когда в 1987 году после армии я вернулся в «Артек», Ерохин предлагал мне остаться работать, но зов малой родины оказался сильнее. Так я вернулся в Костанай, где уже директор Зареченской школы Анатолий Тимофеев настоял на том, чтобы я занял должность пионервожатого: «С таким опытом и не будешь работать с детьми?! Не понимаю!». Это сыграло определенную роль в моей судьбе, и уже в 1989 году я был назначен ответсекретарем областной пионерской организации. Этот организационный опыт пригодился в дальнейшем.
– Сегодня нужна детская организация подобного масштаба?
– Безусловно. Она должна быть в любом государстве. Не мы это придумали. Первые детские движения были созданы в конце XIX века в Европе и США. В Англии родилось скаутское движение, в Германии – спартаковские отряды. Цель – в первую очередь социализация детей, а также физическая закалка и воспитание нравственности. Немалая роль отводилась общению с живой природой, привитию навыков ориентирования, преодоления препятствий, выработке характера. Каждый ребенок должен был проявить свои лучшие качества во внешкольной обстановке. Выявлялись неформальные лидеры, сводилось на нет безобразное явление, которое сейчас именуют буллингом.
Пионерская организация ставила такие же задачи. Сколько неблагополучных детей отвлекли от улицы, подворотен. Развивалось тимуровское движение, которое ныне называют волонтерским. Популярностью пользовались военные игры типа «Зарницы». Дети собирали столько макулатуры и металлолома – сейчас любое предприятие позавидует. К сожалению, уже к концу 70-х годов пионерское движение сильно формализировалось. Начали принимать в пионеры всех поголовно, а ведь честь состоять в организации раньше предоставлялась только лучшим. В 90-е, когда пионерии не стало, в работе с детьми образовался вакуум.
Кустанайцы – лучшие
– Пионерские и комсомольские лагеря нашей области стали настоящей легендой...
– Благодаря тому, что кустанайцы всегда были одними из самых активных «артековцев» Именно местные «артековцы», во главе со Светланой Бабченко и Анатолием Пермяковым, генерировали идею создания областного лагеря пионерского актива «Костёр» в 1976 году. Название было взято из песни «Взвейтесь кострами». Местный комсомол поддержал, а пединститут все это начал. Во всем Казахстане сильнее кустанайского и усть-каменогорского лагерей не было.
Велась титаническая работа. Списки ребят начинали формировать в мае. Это не были круглые отличники, нет. Только активисты, общественники, неравнодушные сердца. Готовили документы, находили средства, чтобы обеспечить детям бесплатный отдых. Вся работа с пионерами велась в форме игры, потому что дети понимают только ее универсальный язык: «Зарница», «Веселые старты», концерты, конкурсы... Ребят не приходилось уговаривать участвовать, они об этом мечтали.
В «Костре» получили первую закалку такие прекрасные педагоги, как Шамиль Фахрутдинов, Мендыгара Нургалиев, Татьяна Искандирова, Надежда Тихонова, Ирина Олейникова. Я с детства был знаком с Халимжаном Ержановым, он ведь был скромным, даже застенчивым ребенком. Когда встретил его в «Костре», попросту не узнал: это был генератор веселья, выдумки, идей. Настолько работа в пионерской организации его закалила, сделала лидером.
По примеру «Костра» были созданы комсомольский лагерь «Романтик», лагерь комсомольского актива системы профтехобразования «Монолит». Сейчас нет ни пионерии, ни комсомола. Но добрая идея витает в воздухе. И хочется верить, что синие ночи еще озарятся пламенем пионерских костров.
ИЗ ЛИЧНОГОДЕТАЛИ
Зачем разбудили?
Ведущий этой полосы был председателем совета отряда. Со всеми вытекающими. Более всего не нравилось выступать на школьной линейке и произносить слова: «Наш отряд, борющийся за присвоение имени Гули Королевой...». На этих словах случался вечный спотыкач, а затем смех окружающих. В седьмом классе я попросил ребят не голосовать за меня на выборах председателя. Друзья помогли. Активных пионеров постоянно возили встречать разные делегации. Рано утром к нам домой приезжал директор Урицкой средней школы Борис Иванович Шебеда и говорил: «Пора...». Так мы холодным осенним днем встречали на границе делегацию СевероКазахстанской области во главе с Василием Демиденко. Через год он стал первым секретарем уже Кустанайского обкома. Мы стояли под моросящим дождем, на пионеров никто не обращал внимания, и было искренне непонятно, зачем нас так рано разбудили.
Тот же пионер, но постарше
Между пионерами и комсомольцами было промежуточное звено – старшие пионеры. Это звание присваивали школьникам 13-14 лет примерно за два года до вступления в ВЛКСМ. Был разработан и специальный значок – нечто среднее между пионерским и комсомольским. Новшество ввели в 1982 году с целью популяризировать движение среди подрастающего поколения. Как раз тогда пионерская организация и комсомол стали превращаться в некие формальные этапы социальной лестницы. Старшие пионеры должны были заниматься воспитанием младших школьников. Однако в те годы на призыв стать вожатым «леса рук» уже не было. И постепенно это стало общественной нагрузкой для отличников и активистов.
Фото из архивов Айбека ШАЛГИМБЕКОВА и автора