В городе Тобыл открыли спортивную секцию для детей-аутистов. И это можно считать прорывом.
Инициатива
Она принадлежит Светлане Панченко, маме двоих сыновей. У старшего – расстройство аутистического спектра. Два с половиной года Григорий, ему 9 лет, обучался на дому. Попытка записать его в спортивную секцию успехом не увенчалась.
– Мы пошли как-то в секцию, и вроде бы все проходило нормально. Но мой сын очень реагирует на звуки. Когда у мальчишек была пробежка, раздался резкий звук, сын испугался и побежал в совершенно другом направлении. Позже тренер сказал, что его поведение пугает сверстников, поэтому занятия для нас прекратились в первый же день. И наш случай не исключение...
Многие наши дети имеют поведенческие проблемы. Поэтому и не ходят в детсады, школы. Их чрезвычайно сложно устроить в студии, кружки, спортивные секции. То есть для нас закрыты все дополнительные занятия, даже на платной основе. Максимум, на что приходится рассчитывать, – индивидуальные тренировки. Так постепенно дети и становятся изолированными от общества. В итоге некоторые мамы начинают избегать общественных мест. Сталкиваются с непониманием. Не объяснишь же всем, что ребенок бесконтрольно бегает и начинает громко кричать не потому, что невоспитан, а потому что болен.
Светлана решила заниматься с сыном сама. Изучила много нюансов адаптивной физкультуры. Адаптивной она называется потому, что помимо физических упражнений помогает детям подстроиться под общепринятые нормы поведения. Например, выполнять задания тренера вместе с другими детьми, не покидать, если вдруг захотелось, занятия, не отбирать инвентарь у товарищей.
Три плюса
Идея заниматься физкультурой с сыном самостоятельно нашла отклик у других родителей особенных детей. Кто-то узнал от знакомых, кто-то прочитал объявления, которые Надежда расклеивала в поликлинике, в учебных заведениях. Искала единомышленников.
Сейчас в секции уже с десяток детей. Приходить на каждое занятие не у всех получается, но уже сформировался костяк. Отрадно, что родителей поддержали. Раз в неделю им предоставляют спортзал абсолютно бесплатно.
– Знаете, есть такая поговорка: «Рыбак рыбака видит издалека», – улыбается Светлана. – Мы видим «своих» в толпе. Я с некоторыми родителями познакомилась просто на улице. Наши занятия дают много плюсов. Это и социализация: дети выходят из четырех стен, общаются не только с членами семьи. Они учатся тренироваться, работать в команде. У аутистов слабо развита имитация. Они не перенимают опыт, просто наблюдая за тем, что делают окружающие. Их надо учить буквально, делая «его рукой» «его ногой». Ну и третий плюс – физическая нагрузка. Детвора выпускает накопившуюся энергию.
Доказано, что дефицит моторных навыков связан с глубиной аутизма. Физнагрузки при аутизме дают мощный толчок в социальном развитии.
Настоящая инклюзия
В начале занятий зал закрывают на замок. «Чтобы никто не убежал», – отвечают на немой вопрос родители.
Если не знаешь, кто занимается в зале, то кажется странным, почему дети не могут сами делать махи ногами, почему взрослые, обняв ребенка, помогают ему делать наклоны вправо-влево. Да и вообще, почему с каждым ребенком, выполняющим, казалось бы, элементарные физические упражнения, рядом взрослые, которые не отходят ни на шаг. Причина тому – аутизм.
У Тамары Алдамовой тоже двое сыновей. Младший – аутист. В течение занятий он не сразу включается в процесс, отвлекается по мелочам, издает громкие звуки.
– Для таких детей, как наши, – говорит Тамара, – иногда даже просто поймать мяч – это уже проблема. Малик у нас очень активный. Встает рано, ложится поздно. В квартире очень тяжело совладать с его поведением. Мы с двух лет активно занимаемся его здоровьем, куда только не ездили. Прогнозы у нас хорошие. А такие занятия – как глоток свежего воздуха.
Кстати, многие семьи, чьи дети ходят на эти особенные занятия, многодетны. Потому в зале часто и аутисты, и «нормики» (так по-семейному называют здесь здоровых детей).
– Мы приходим сюда с тремя сыновьями, есть еще дочь. И супруг с нами. Занимаемся вместе, – говорит Мария Гизик. – Младшие – двойняшки. Один из них c особенностями развития. То, что наши особые детки занимаются вместе со здоровыми – это огромный плюс. Социализация проходит активнее. Именно занятия с «нормиками» дают им возможность видеть образец правильного поведения. Вот это и есть настоящая инклюзия.
Тренер
Раньше занятия с детьми-аутистами проводила сама Светлана Панченко. Сегодня здесь за главного Ирина Решетник. Она оканчивает спортфак и решила попробовать себя в роли особенного тренера. Получилось сразу. Как выяснилось, не случайно.
– Моя младшая сестра Валюша аутист. Я знаю, как общаться с такими детьми. Многие из них не подпустят к себе чужого, они острее других детей чувствуют фальшь и агрессию. Нужно иметь подход к каждому. А еще терпение. Много терпения. Когда Валя стала ходить с мамой на эти занятия, я заинтересовалась. А потом приняла решение помогать. Буду заниматься с группой. И буду только рада, если детей в ней станет больше!