1. Власть и референдум.
2. Каспийское побережье глазами румына.
ЭКСПЕРТЫ:
1. Сергей ЖАЛЫБИН, депутат Парламента РК в 1995-2007 гг., руководитель Костанайского штаба общественной поддержки референдума, доктор юридических наук.
2. Габриель ЛАВРИНЧИК, бизнесмен, общественный и политический деятельРумынии.
С. ЖАЛЫБИН: «Штаб не в кабинете, а среди людей»
Мы Америку не открывали
Участники штаба ведут разговор о селе. На этой неделе встреча состоялась в Русском драмтеатре. / Фото предоставлено С. ЖАЛЫБИНЫМ
– Сергей Михайлович, референдум – событие серьезное и не сказать, что спокойное, если вспомнить, как в последние годы они проходили в некоторых странах ближнего зарубежья. Вы возглавили штаб в регионе, значит, уверены, что поправки в Конституцию нужны и важны?
– Политические процессы в Казахстане нельзя останавливать искусственно, исходить из чьих-то неудач. Назрела необходимость в поправках, надо их принимать, согласовав с обществом. Референдум – способ привлечь народ к важным политическим событиям.
– В США, о чем любят говорить, с 1787 года принятые поправки можно по пальцам пересчитать. Изначально подписали Конституцию 39 из 55 делегатов Филадельфийского конвента. А у нас – плебисцит...
– Думаете, мы не изучали историю американской Конституции, когда работали над своей? В 1994 году Администрация Президента обратилась к главе нашего региона Балташу Турсумбаеву: нужен человек от Кустаная для работы над проектом Конституции. Была предложена моя кандидатура, я оказался в числе разработчиков Основного закона независимого Казахстана. Представьте себе мою реакцию. Я и раньше перелопатил горы исторических документов, листал энциклопедии и т. д.
Мы, разработчики, приезжали из регионов в столицу, нас выслушивали, давали задания, дома мы снова занимались этой работой. Как там было в Америке, для нас сегодня не так важно. Казахстан – унитарное государство, а там в каждом штате своя Конституция. Не так давно, например, там принимали законы о запрете однополых браков. В одних штатах строжайший запрет, в других помягче, а потом на федеральном уровне объявили эти запреты неконституционными. Поправку не вносили, пошли в обход. И Конституция незыблемой осталась, и гомосексуалам дали зеленый свет. Нам это нужно?
В каждой стране цены становятся политикой
– Референдумы там тоже нечасто проводят.– И у нас нечасто. Нынешний будет третьим. Первый и второй проводились в апреле и августе 1995 года. Апрельский касался продления полномочий Первого Президента до 2000 года, августовский – принятия ныне действующей Конституции независимого Казахстана. Волею народа Казахстан утвержден демократическим, правовым, социальным государством. Среди предлагаемых сегодня поправок никаких посягательств на права и свободы человека. Не затрагивается и статус русского языка, о чем многие переживают.
– Оппозиция не дремлет, как считаете?
– Подходящий момент заявить о себе. Другой вопрос: есть ли у нее почва для выступлений? Кое-что есть: рост цен на товары первой необходимости. Тенденция общемировая, но в каждой стране политики из нее извлекают дивиденды. Этот момент надо учитывать и в меру сил ему противостоять, искать выходы, смягчать ситуацию.
Оппозиция некоторые формулировки поправок откровенно передергивает. Например, действующую сегодня конституционную норму о том, что «земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности», предлагается изложить в той сути, что земля, и далее по тексту, принадлежит народу. Казалось бы, это всех радетелей должно устроить. Но нет! Теперь недовольство выражают по поводу фразы о том, что государство осуществляет право собственности от имени народа. А как иначе? Бесконтрольный хватательный рефлекс прописать в Основном законе?
Скажу так: людям морочат голову, мешают разобраться, обещают бойкотировать референдум. На этом фоне штаб очень нужен. Чтобы поддерживать не только референдум, но и стабильность в нашем обществе.
Мы уже обжигались
– Проще будет создать партию, войти в Парламент, Президент уступает часть полномочий региональным властям. Не ослабит это центральную власть?– Не думаю, что новые нормы ослабят власть главы государства. Их смысл в том, чтобы оградить Президента от несвойственных функций. Зачем ему, к примеру, контролировать местное нормотворчество? Есть главы регионов, которым он доверяет. Пусть это будет их задачей. Принятие поправок позволит Президенту дистанцироваться от родственников в контексте их деятельности. Мы уже на этом обожглись, поэтому поправки и предложены.
Что касается упрощения регистрации партий в Казахстане, с учетом поправок это наверняка состоится. Искренне верю, что мы встанем на реальный путь к многопартийной парламентской системе и в дальнейшем ее влияния на формирование правительства и на усиление роли Парламента в политической жизни страны.
Люди нас ждут
– Как работает штаб?– Работа не кабинетная – живая. Встречи на производствах, в молодежных и ветеранских организациях, в среде работников образования, медицины, культуры. У меня спрашивают: не останутся ли в стороне сельчане? Мы считаем село наиболее активной частью электората. Там нас ждут. В планах штаба предусмотрены выезды в сельскую местность. Чем лучше нас поймут, тем увереннее поддержат референдум.
Г. ЛАВРИНЧИК: «Мы ищем решения в Казахстане»
Габриель Лавринчик (в центре) и партнеры – гендиректора компаний Есо Operating Азамат Нурлиев и Stilo Evora Фаур Юулиус Клаудиу на берегу Каспия.
– Господин Лавринчик, в Интернете появились сведения, что вы прибыли в город Актау. Румыния тоже ищет альтернативу российской нефти?
– Командировка состоялась по приглашению казахстанской компании ТОО Eco Operating. Там накопились исторические промышленные отходы со времен Советского Союза. Я представлял румынскую компанию Stilo Evora. Она оказывает услуги по управлению и удалению углеводородных отходов: сбор, транспортировка, озеленение территории, окончательная утилизация. Компания использует уникальные инновационные методы работы по удалению и переработке нефтяного шлама с помощью мобильных термодесорбционных станций. Оборудование уже на месте.
Мы побывали на месторождении «КаражанбасМунайгаз». Для решения экологических проблем договорились создать консорциум между казахской Eco Operating и румынской Stilo Evora. Румыния более 160 лет перерабатывает сырую нефть. Но запасов своих углеводородов недостаточно: природный газ обеспечивает 40% потребления, нефть – 33%. Резервы наших месторождений скоро закончатся, ищем решения и в Казахстане. Кстати, 25% топлива, потребляемого в Румынии, давно поступает от вас.
Румынские инвесторы заинтересовались нашим шубатом.
– Кроме деловых впечатлений, испытали эмоции от каспийского побережья?
– Актау – это тепло, уникальное гостеприимство, прекрасная кухня, отличный сервис. На побережье Каспийского моря чистый воздух. Я каждый вечер ждал утра, чтобы кушать с ложки этот воздух. Сюда нужно приглашать туристов. У меня скоро встреча с руководителями крупных турагентств Румынии, буду докладывать о преимуществах путешествий в Казахстан. В Европе нет рекламы ваших курортов. Но здесь настоящая экзотика, еще какая! Верблюжье молоко, кумыс и степь – нигде не видел подобного. Цены очень низкие. Уверен, для любого европейца отпуск в Казахстане будет неповторимым. Плюс для Румынии не нужна виза.
– Какой язык был в ходу?
– Русский, но теперь я умею говорить «рахмет». Только успел вернуться, как на встречу ко мне пришел крупный румынский инвестор. Хочет организовать импорт шубата из Казахстана, продавать его в румынской продовольственной сети. Будем изучать вопросы партнерства.