Образование – больная тема. Упреки летят в адрес отраслевого министерства, педагогов, родителей, нового поколения... Об актуальном накануне Последнего звонка мы поговорили с учителем английского языка. Алла ИСМАГУЛОВА много лет работает в гимназии Житикары.
Про рамки
– Алла Маданиятовна, порой слышу, что учителей загнали в рамки. Четкий ориентир на результат, постоянные отчеты и никакого творчества. Но одна из ваших учениц рассказала о том, как перешла в шестой класс гимназии, как ей было сложно первое время. А еще упомянула, что ходила в те дни в школу только ради уроков английского, хотя до того языком особо не интересовалась. Как вам в существующих рамках удалось заинтересовать ребенка?– Для меня дети приоритетом стали не сразу. Не сразу сложилось в голове. Были ответственность, программы, результаты. Сейчас ситуацию отпустила и получаю от работы огромное удовольствие.
– Сколько вы в педагогике?
– 27 лет.
– Не устали от профессии? Многие выгорают.
– Я знаю про себя многое: что могу, что реально хочу. Меня не раздражают ни рамки, ни обновления. Ты идешь в ногу со временем, пробуешь, смотришь: получается или нет. Это, наверное, уже опыт. Для меня самое огромное удовольствие, когда ты можешь вовлечь детей в процесс.
У меня в каждом уроке есть изюминка. Это всегда какой-то вызов: вы прослушаете три слова и через 10 минут должны будете их назвать. Для детей важно преодоление самого себя. И это, конечно, возрастное. Я считаю так. На геймерстве многое завязано. На мотивации. Вплоть до того, что если выполняют задания без ошибок, то домашнего задания нет.
– Вы не даете домашних заданий?
– Не всегда. Когда идет процесс активной работы на уроке и всю запланированную мной программу они выполнили, меня все устраивает.
– Часто такое случается?
– Достаточно часто. Дети мотивированы.
– К вам они приходят с первого класса?
– Нет. К сожалению. Это еще одна моя мечта, которую пытаюсь осуществить. Хочется взять с первого класса и посмотреть, какой результат будет в 11-м.
– Долго пятые классы на эти колеса мотивации встают?
– Долго. Четверти две. И я их подстраиваю под темп урока, непредсказуемые задания.
Про развитие
– Существует вообще предрасположенность к языкам?– Можно же собаку научить стоять на двух ногах. А мы с вами разумные существа. Но нужно будет приложить усилия.
Я не настаиваю на знании языка с 7-8 класса, если дети утвердились, знают, что им нужно, и английский у них не на первом месте. Он будет идти как база. Пойдут вперед и рванут примерно 65% из класса. В моей практике так. И в 11 классе вообще просто кайфую от состояния, когда отдыхаю, а дети работают. Я их научила мыслить.
Составьте предложение со словом «книга». Допустим: «Я люблю книги». Что это значит? Ты на них смотреть любишь, читать? Нет, я так не хочу. Это слишком узко. Важно мыслить шире.
– Развитие речи – это разве задача английского языка?
– Но у нас же не только язык. Мне надо сделать так, чтобы они были детьми, с которыми будет интересно. Хотя не люблю слово «интересный» и прошу не применять это прилагательное на моих уроках. Почему? Какой вы фильм посмотрели? Интересный. А у меня в голове миллион вопросов. Чем он интересен? Актеры? Их игра?
– Вы на уроке общаетесь на английском языке?
– Конечно. Хотя с малышами пятых классов не все – около 70%. Научить их мыслить важно. Мне это важно.
– Вы всегда ждете от них ответа на вопрос с пояснением «почему».
– Однозначно. Поэтому, чтобы я по 50 раз не спрашивала «почему?», они выдают все сразу.
– Когда вы перестаете часто произносить это слово?
– После 5 класса уже не задаю. В основном уже после второй четверти. Но все в зависимости от класса. Все индивидуально. Есть и те, кто произнесет «я люблю книгу» на английском, а я похлопаю и поклонюсь. Но мы сейчас говорим о максимальном уровне знания предмета в нашей инновационной школе.
– Ваши олимпиадники и участники конкурсов научных работ – это не всегда дети с лучшим в классе знанием языка. Почему выбираете именно их? Не говорят, но горят?
– Я когда-то защищала свою программу по исследованиям вне урока. Это же не только уровень знания языка. Мы и работы делаем соответственно возрасту. Поэтому скорее – трудолюбие, интерес, креативность мышления.
С 5 класса у меня нет ни одного ученика, который уже пришел на уровень исследования. Потому что дети меня все боятся изначально. Я это понимаю и говорю, что тут работает сарафанное радио, когда малыши еще не пришли, но уже боятся английского. Потому что здесь все время вызов, нестандарт.
Про квалификацию
– Сами учитесь?– Однозначно. Всегда напитываю себя всем новым. Нужно учитывать и то, что мы немного изолированы от областного центра, университетов. У меня очень хороший, для себя ее так называю, наставник. Преподаватель Костанайского регионального университета Кудрицкая Марина Ивановна. Это человек, к которому могу просто обратиться, и она меня направит, скажет, что сейчас в приоритете. Работаю с ней по исследовательским, научным работам.
– Раз речь об исследовательских работах, полагаю, вы вносите в школьную программу какие-то свои методики?
– Не могу сказать, что они мои личные. Я их не разрабатываю. Это микс сложившихся методик, который дает результат. И я им пользуюсь. Одна из методик – вовлечение учащихся в процесс. На уроке всегда анализирую и оцениваю: подготовленная речь или неподготовленная. И самое большое удовольствие – неподготовленная речь.
Например, езда на велосипеде. Я посажу вас в кабинете, начну рассказывать о велосипеде: вот руль, вот педаль. Потом, может быть, вы даже тест на отлично сдадите: как работает велосипед, из чего состоит велосипед. Но вопрос в том, научитесь вы ездить или нет. А я хочу посадить детей на велосипед. Хочу, чтобы они говорили и мыслили.
– Язык всегда подразумевает учение новых слов. Но у меня создалось впечатление, что у вас много творческой составляющей. Куда вы здесь вставляете заучивание?
– Это одно из основных составляющих. Слова – это кирпичики.
– Сколько новых слов даете на уроке?
– В зависимости от возрастных особенностей.
15 слов можем выучить легко за 15 минут, закрепить во фразах. Однозначно сразу идем в чтение, в понимание – перевод. Могу разбить класс на 3-4 группы и дать задание – составить на базе новых слов ситуацию.
– Вы сами говорите на английском?
– Могу. Upper-Intermediate (B2 – пороговый продвинутый уровень. – Прим. авт.)
– Хотели бы еще учиться?
– Хотелось бы. Очень много насыщаюсь благодаря ресурсам, которые существуют. Но еще никогда не была за рубежом в англоговорящей стране.
– Кто-нибудь из учеников вас превзошел?
– Миллион. Я только рада, что была тем жестким пенделем, который раскрыл для них этот мир, показал возможности языка. Вы говорите, зачем их развивать? Чтобы они говорили не просто «я люблю книгу», а могли сказать, что книга, которую я прочитал в том году, которая была такая-то и такая- то, написанная тем-то исходя из того-то. Тогда мне будет интересно. Если слово «вдохновлять», то кто тебя вдохновляет? Буквально новость этой весны. Моя ученица прошла по программе обмена студентами FLEX, собирает документы. Она в десятом классе будет учиться в США, жить там в семье. Для меня это результат моего труда.