В костанайском садоводческом обществе им. Чапаева горячая обстановка. Дачники разделились на два лагеря – за и против председателя. Сам Валерий Птушко не спешит идти на диалог. В заголовке материала его цитата.
Совершенно секретно
Дачница Наталья Пивоварова по профессии бухгалтер и аудитор. Она одна из первых заметила неувязки в отчете о собранных и потраченных средствах, предоставленном на общее обозрение правлением садоводческого общества.В этом году был повышен размер членского взноса с четырех до пяти тысяч тенге за сотку, плюс пять тысяч с каждого участка – охрана, десять тысяч – замена электропроводов, пятьсот тенге – вывоз мусора. В среднем за участок в этом году нужно выложить около 60 тысяч. Платить дачники не против, но хотят знать, куда идут их деньги. И по закону о потребительских кооперативах имеют полное право это знать.
– Председатель предоставил отчет, но он не соответствует никаким правилам. Там в строке «прочее» по миллиону, – объясняет Наталья Пивоварова. – Сметы нам показывать не хочет, говорит, только через суд. Председатель купил трактор, ни с кем из дачников необходимость этой покупки не обсудил. А вот на запчасти для этого трактора теперь деньги должны сдавать именно дачники. Сейчас, по моим подсчетам, собирается около 30 миллионов. А отчета подробного нет. Кроме того, устав издается в такой редакции, что мы не имеем права ни на что. Я предлагала помочь наладить отчетность, чтобы можно было информацию дать членам общества. Председатель сказал, что члены правления решили не допускать нас к документам.Рассказать «КН» о накипевших проблемах дачники собрались возле вагончика председателя. Но на рабочем месте его не оказалось. Женщина из толпы заверила – только что видела его машину на соседней улице. Звонят: «Я в городе». Волна возмущения нарастает.
– Если у нас есть вопросы, почему не провести собрание? Я подходил, забирал квитанции. Вот, смотрите, их две. За свет пробита, а за целевой сбор на трубы нет чека. Не идет через кассу? Платим только наличными, электронные платежи никак не хотят налаживать, тогда ведь будет отслеживаться, – пожимает плечами Виталий Бойцов.
Другая дачница добавляет:
– Хоть бы асфальт сделали или лавочку... Никакого благоустройства. А цены поднимает без объяснения причин. У меня восемь соток. В 2002 году платили взнос всего шесть тысяч... Как-то пришла просить, чтобы провели свет, мне сказали: купите столб. Я, женщина, одна, должна купить столб...
ЗНАТЬ – чтобы не нарушать
В этом обществе 700 участков, часть из них брошенные. Платят взносы и целевые сборы владельцы 600 участков. При этом на одну только замену электропроводов должно быть собрано 6 миллионов. Собрано ли? Была ли необходимость? Этого владельцы участков узнать не могут.– У нас 45 тысяч киловатт в год – потери электроэнергии. Я спрашиваю: где доказательства, где это зафиксировано? Мы собрали по десять тысяч с каждого участка на замену линии, чтобы потерь не было. Председатель сказал: кто не заплатит, тому отключат воду и свет, – приводит пример Наталья Пивоварова. – Часть проводов поменяли, но сметы нет. Мы требовали внеочередного собрания. Последнее было 27 марта, но на нем не было и половины членов общества, так как предварительно никого не уведомили. Я хотела помочь наладить электронные платежи, приехала за номером счета. Так он меня обвинил, что я выуживаю информацию о том, сколько собрали. Я не должна выуживать. Это должно быть прозрачно!
К слову, на вагончике объявление. Читаем: согласно Постановлению конференции от 27 марта, несвоевременная уплата взносов и оплата электроэнергии влечет за собой отключение от полива и электричества. За повторное подключение – штраф 20 тысяч тенге. За период неиспользования участка и неуплаты взносов их взыщут в пятикратном размере. Срок предоплаты в размере 50% – до 20 мая. Само собой, чтобы не остаться без полива и света, члены ПК взносы сделали. Но толку от этого не видят.
– Я в 2019 году приобрела здесь дачу. Заплатила, сколько нужно. Два года назад у меня украли электросчетчик. Обещали установить бесплатно. До сих пор жду. Со временем узнала, что есть устав. Но мне его на руки не дали. Я должна знать свои права и обязанности, чтобы не нарушать, – говорит Назгуль Нуртаева.
Другие дачники сетуют: порой годами не могут дождаться ни электрика, ни сварщика.
«Грубо беру»
На встречу лицом к лицу с возмущенными садоводами, а заодно и с корреспондентами Валерий Птушко все же решился. Едва вышел из машины, спросил присутствующих: «Зачем вы лжете?». Далее прямая речь:– Я подчиняюсь собранию. Вы не акционерная группа. За трактор еще ни копейки не собрано. Снимайте меня, снимайте. Сотка поднялась, потому что электродвигатель в прошлом году сгорел, 1 миллион 400 тысяч с нашего счета это стоило. Минимальная зарплата повысилась, все подорожало. Я грубо беру. Собрание 26 марта 2023 года будет. Трактор взяли за 600 тысяч, в рассрочку. Это для общества – где-то поднять, дорожки подремонтировать. Короче, если собрание решит, я этот трактор продам еще дороже. Я здесь хозяин. По отчету – только повесили его, как члены кооператива нашли маленькую ошибку бухгалтера (расхождение на миллион. – Прим. авт.). Все документы есть. Сейчас общество начало подниматься. Если есть претендент на председательское место, я уступлю.
– Почему вы не показываете документы владельцам участков?
– Потому что им не для этого надо.
«Вы же тяпками порубите...»
Как выяснилось, личный автомобиль председателя общество арендует – ежемесячно за 35 тысяч тенге плюс расходы на амортизацию и бензин. Дачники поинтересовались, какова необходимость и почему даже это с ними не обсудили. Валерий Михайлович отрезал:– А что, давайте, я на такси буду ездить. Я ориентируюсь на то, если я не дам воду из-за того, что что-то выйдет из строя, вы же меня тяпками порубите.
После долгих споров некоторые, но далеко не все, точки над «i» все же расставили. 27 марта, как объяснил председатель, провели не собрание, а конференцию. На первом должна присутствовать половина владельцев, для проведения второй было достаточно 120 человек. Проводить внеочередные встречи Птушко наотрез отказался. Кто не успел, как говорится, тот опоздал. Получается, как такового собрания, которое положено проводить не менее одного раза в год, так и не было.
Решить проблемы мирным путем, как показала спонтанная встреча, вряд ли получится. Отчитываться за расходы председатель согласен только через суд. Дачники отступать не планируют. Требуют внеочередного собрания. На нем хотят утвердить новую ревизионную комиссию с правом проверки движения денег с 2019 года, переизбрать членов правления и утвердить устав в новой редакции.
Криками не решить
Есть среди чапаевцев и сторонники председателя. Правда, их собралось немного, и имена свои они называть отказались. Вот одно из анонимных мнений:– Я так считаю: есть вопросы – будьте старшими по улице. Все вопросы нельзя поднять на собрании. А председатель – человек адекватный. Что-то случилось, подходим – решает. Есть такие люди, которые все берут на себя. Это о нем. Он лучше сам сделает, чем кому-то доверит. Это его и губит. А так, криками, ничего не решишь.
ИЗ ДИАЛОГА (председателя и дачников)
– Стоимость электроэнергии – 30 тенге за киловатт. Это намного больше, чем по тарифу. Почему?– Объясню. Потому что 60 фонарей висят и горят не через счетчики. За счет решения собрания правления, чтобы светло было. Все, я полицию вызвал. До свидания.
– Покажите смету.
– Не буду я ничего показывать. Если бы не подняли цену, общество бы развалилось.
– Я не хочу с вами ругаться, давайте просто поговорим.
– Я не хочу с вами разговаривать. Будет собрание – там поговорим. 26 марта 2023 года. Собрание скажет уйти – я уйду.