«В Алматы прошло тайное совещание банкиров...» – пряный аромат средневековья повеял из виртуальной реальности и осел в наших растревоженных слухами чутких органах.
В день, когда появилось сообщение о «тайном совещании», одна из интернет-передовиц, кроме того, рассказывала о беспокойстве животноводов – слишком много на внутреннем рынке появилось импортного мяса. Другая броская страничка посвятила нас в закулисье ЕАЭС: Казахстан объявит эмбарго на ввоз некоторых групп российских товаров. Примерно на эту же тему: Казахстан вернет таможню на границу с Россией. Спустя несколько часов информация была опровергнута. Заголовки о «тайном совещании» тоже благополучно ушли в архив. Но люди уже засуетились: цена инвалюты в обменниках поползла вверх.
Если бы разговор о девальвации шел только на «тайном совещании»! Но и обыватель, которого на совещания никогда не приглашают, уже все понял, обо всем догадался и понес новость тем, кто еще не дотумкал.
А между тем на сайтах Правительства Казахстана и Нацбанка ничего не происходило, во всяком случае, на момент «утечки информации». Самое явное свершалось в обменниках. Причем в Костанае доллар подорожал больше, чем даже в Алматы.
В конце девяностых мы толсто шутили: мол, наши баксы в Америке долларами называют.
В минувшую субботу в центре Костаная «наш бакс» можно было купить за 186,3 тенге. В воскресенье – за 186,5. Разрыв между покупкой и продажей не превышал 2 тенге – указание четко соблюдалось. Но не в этом дело – всего несколько дней назад доллар и евро были дешевле. Почему они подорожали? Что случилось в стране? Даже российский рубль на выходных укреплялся, нефть не падала в цене. Что тогда?
Ответ на этот вопрос стоит поискать опять же на наших улицах. Если на каждом шагу мы видим обменные пункты, то, ясное дело, им надо торговать, то бишь спекулировать, извлекать выгоду из нашей нервозности.
Какие могут быть претензии: рынок, рыночные отношения и прочие однокоренные словосочетания. А если посмотреть с другой стороны: те же самые рыночники, когда дело касается конкуренции на большом рынке, очень часто жалуются на невыгодные условия работы. Кто-то давит, наступает, отнимает преимущества. Но ведь рынок! Когда нам, к примеру, предлагают страшно дорогие автомобили, еще более страшные автокредиты, то мы ничего не можем поделать: не хочешь – ходи пешком, говорят нам. А когда у людей появилась возможность купить машины подешевле, раздался хор негодующих голосов: кто допустил, кто проморгал эту лазейку...
Один из отечественных телеканалов проводит акцию «Покупай казахстанское!» Думаю, что все без исключения наши товаропроизводители подпишутся под этим призывом. И большинство рядовых казахстанцев – тоже. Но если рядовые ищут товар подешевле, что не всегда можно найти в местном ассортименте, то не рядовые, наоборот, любят вещи подороже, «побрендовее». А значит, тоже поддерживают «нашими баксами» не наше производство...
Но вернемся к «тайному совещанию», которое некоторые СМИ назвали просто «закрытым». При этом его повестка в Интернете была выставлена на всеобщее обозрение: состояние национальной валюты. По мнению банковских руководителей, ее курс нуждается в корректировке. Возможно, когда этот материал увидит свет, тайное совсем станет явным, в смысле корректировки.