ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ: 1. Тени или реальность? 2. Сила Братской мотопомощи.
ЭКСПЕРТ: Юрий БОНДАРЕНКО, кандидат философских наук, профессор РГУ им. А. Байтурсынова ГОСТЬ РУБРИКИ: Николай ФАСТ, основатель Общества поддержки русскоязычных дальнобойщиков в Европе (Германия)
Ю. БОНДАРЕНКО: «Нас поселили в платоновской пещере»
– Юрий Яковлевич, Интернет сплотил людей? Соцсети, группы, общества, стримы... Очень много всего. Если кто-то лжет, другой его ловит на слове. В политике, прежде всего. Нас теперь не обманешь?– У древнегреческого философа Платона, жившего 2,5 тысячи лет назад, есть изумительный образ пещеры, который потрясающе ожил именно в наши дни. Великий грек писал, что все мы подобны узникам пещеры, жестко прикованным к своим местам. Так, что видны им или нам лишь тени на стене, противоположной входу. Вход этот отделен от внешнего мира стеной-ширмой, за которой движутся невидимые носители различной утвари, статуй, кукол и всего того, что отбрасывает тени на видимую людьми стену пещеры. Узники же воспринимают эти тени, как саму реальность, воплощающую в себе сущность мироздания.
– Разве люди не изменились со времен Платона?
– Закономерный вопрос. При чем тут мы и наше время? Но как это ни парадоксально, а очень даже при чем – именно наше время с его разнообразными масс-медиа.
Оглянитесь вокруг. Вглядитесь в себя. Мы кипим от возмущения, схлестываемся в спорах как разворачивающихся напрямую в реальности, так и в интернет-пространстве. Мы готовы действовать. Карать зримое зло. И это понятно и объяснимо. Одна закавыка: что мы видим, слышим, от каких искр возгораются пожары наших страстей? От того, что непосредственно осязаем? Не так уж часто. Мы видим, воспринимаем не сами события, явления, нередко жизненно важные для всей планеты и для нас лично. Будучи узниками гаджетов, телеэкранов и, реже, печатных СМИ, мы видим тени событий, тени, откидываемые масс-медиа, превратившиеся в глобальные театры теней.
И даже если бы кто-то повернулся лицом к ширме, то увидел бы кукол, подобие фигур на шахматной доске, будь то высокопоставленные лица, ведущие телеканалов или газетные магнаты. Но руки тех, кто за ширмой, остаются вне нашего поля зрения. Подчас игра теней позволяет марионеткам, либо полумарионеткам, видеться нам самостоятельными фигурами на сцене нашего мира. И вся мощь наших чувств обрушивается на них.
– И что в итоге?
– Об итоге говорить рано. Скажу о том, что вижу сейчас: мир «поглотителей информационных блюд» делится ныне не на более умных и глупых, а на тех, кто уже не только видит тени, но и пьет информационную жижу из того или иного «копытца». Одни из козлиного, другие – из конского. Выбор побольше, чем в сказке.
Фейки и ложь известны испокон веков. Но именно сегодня родились чисто технические возможности фабриковать не просто истины, а зримые образы. Что виртуозно используется для извержения в мир раздора и ненависти. И когда сидя ли перед экраном или застывая перед гаджетом, вы готовы распалиться праведным гневом, не спешите, остыньте. Конечно, зло и сегодня остается злом. Но не играют ли с нами как кошки с мышками? Спросите себя: где лучики истин, пробивающиеся сквозь тени фейков?
Н. ФАСТ: «Был девиз: еда и вода бесплатно»
– Уважаемый Николай, организованная вами «Братская мотопомощь» вызвала большое оживление в Германии. О том, как вы спасали дальнобойщиков, застрявших на границе после введения санкций, рассказывают легенды.
– До того, как Европа ввела санкции против России и Белоруссии, уже была группа мотоциклистов-единомышленников, к которой со временем присоединились друзья друзей. Мы ухаживали за советскими военными памятниками и тому подобное. А как-то вечером собрались у меня на квартире и получили сообщение. Два друга ехали с работы домой и встретили на парковке белорусских дальнобойщиков. Те стояли без еды, платежные карточки им заблокировали. Наши ребята написали в группу: кто-то хочет выехать и накормить людей?
Очень многие откликнулись. Буквально за пару часов группа в WhatsApp взорвалась. В этом приложении больше 260 участников не соберешь, поэтому перешли в Телеграм. Там за короткое время к нам присоединилось до семи тысяч волонтеров. И сообщений о том, где бедствуют дальнобойщики, стало очень много. Мы стали мотаться по всей Европе.
– Такую работу надо хорошо организовать. Как удалось?
– За первые пять дней я нашел администраторов, своего рода диспетчеров, около десятка человек. Им приходила информация: где стоят грузовики, без еды и воды. Так мы целый месяц работали по Европе. Люди так много помогали дальнобойщикам, что я сам был удивлен тому, как сплотились. Подчеркну, что сначала надо было решить проблемы с отгрузкой товаров: машины не просто так в Европу приехали. А когда они все загрузились, двинулись к границам. Это был первый месяц работы, когда мы работали днем и ночью. Кормили, поили и заступались за наших русскоговорящих шоферов. Это были не только русские ребята, но и белорусы, казахстанцы, те же самые украинцы. Никто их не делил по национальностям. Иногда слезы еле сдерживали. Вывозили двоих в Белоруссию, оба умерли в дороге... Мы фонд создали, перевели их семьям деньги на похороны и на памятники.
– Власти держали вас «в фокусе»?
– Мы ничего не просили у властей и законы не нарушали. На первом этапе кормили водителей, пока они загружали свои машины, а второй этап продолжился на границе. Оттуда пошли сообщения, что многие голодают. 1 апреля мы загрузили автобус гуманитаркой в Германии, заехали сначала в Калининград, но там никого. А на литовской границе очередь из фур росла на наших глазах: 7, 15, 20 км.
Мы ребят накормили как могли, снова закупились и двинулись к польской границе – там машин было на 40 км. Это было что-то невероятное. Мы приезжали и видели: 20 км очереди на одной границе, 30 – на другой, на третьей – 40. На всех границах у нас был один девиз: еда и вода бесплатно. Подъезжаем к людям: они два-три дня голодают. Одна женщина семь дней только воду пила. Дали ей покушать, она говорит: «Ребята, а как я буду кушать? Желудок уже отвык от еды».
У нас там столько происшествий было, что душу разрывало. Мы поехали туда на пару дней, но я остался на целый месяц. Закупался в магазинах и возил по европейским границам еду, воду. Меня не отпускало.
– Можете сказать, сколько человек накормило ваше сообщество?
– Тысячи водителей грузовиков мы накормили. Хотите, подсчитайте сами: один грузовик – 15 метров. А очереди были от 7 до 40 км. Машины стояли вплотную друг к другу. Почему так получилось? Причиной всему санкции, от которых у нас в Европе проблем не меньше, чем в России. К нам сюда больше не привозят многие товары. Не знаю, что будет дальше, но мы свою группу не распустили. Будем ее развивать дальше.
– Николай, откуда вы в Германию приехали?
– Из Сибири, Алтайский край. Я здесь живу 33 года, а душа остается русской. И это не причина называть нас «солдатами Путина». Мы – за наших детей, чтобы они жили хорошо.
Бывшие казахстанцы Виктор Крамер (уроженец Карабалыкского района) и Николай Шейнкнехт – новички в сообществе «Братская мотопомощь». В этом году они впервые возлагали цветы и венки к могилам воинов Великой Отечественной войны. Как раз в период, когда подобные церемонии потребовали гражданского мужества от людей. Ребята стараются оградить память о павших земляках от вандалов.