Более двух лет назад в Казахстане утратил свою силу Закон «Об обязательном страховании в растениеводстве» и отечественные земледельцы стали добровольно страховать свои риски.
Рисунок Владимира БЕРЁЗКИНА
Фортуна не всегда благосклонна
О том, что казахстанское земледелие находится в рискованной зоне, знают буквально все. И неслучайно в свое время государством был разработан Закон «Об обязательном страховании в растениеводстве», который стал действовать с 2004 года. Правда, хотя эта система в принципе была весьма неплохой, но спустя 16 лет ее пришлось отменить. А все потому, что она перестала быть защитой аграриев, превратившись в незаконную наживу за счет сельчан.Однако страхование в растениеводстве в нашей стране все же осталось. Правда, теперь оно действует только по добровольному принципу. Так что с января 2020 года земледельцы самостоятельно решают, стоит ли снизить свои риски благодаря страхованию или надеяться на Фортуну, которая, к сожалению, в этой отрасли далеко не всегда благосклонна к ним.
Без волокиты
В новой системе привлекает то, что в ней автоматизирован практически весь процесс, а значит, сводится на нет бюрократия и бумажная волокита, которые существовали в обязательном страховании. И сейчас полеводы страхуют свои посевы прямо по Интернету. Им достаточно иметь доступ к порталу, где размещена сервисная система Agroinsurance, и электронную цифровую подпись.Напомним, теперь доступно двух- и трехфазное индексное страхование рисков от дефицита влаги. При этом аграрий сам выбирает, по каким фазам он страхует поля. В системе мониторинга по каждой фазе выставлены свои триггеры, то есть точки, при которых срабатывает страховой случай. Детализированный процесс фиксации уровня влаги в почве, другие параметры отражены в личном кабинете фермера. При этом наступление страхового случая определяют не члены комиссии, а информационная система, опираясь на спутниковые данные. Это создало объективность и прозрачность механизма страховых выплат.
При добровольном страховании в растениеводстве работает несколько иная система государственной поддержки. Прежде при обязательной страховке ее механизм предусматривал субсидирование страховых выплат. Зато сейчас эта мера распространяется на страховую премию. Это те деньги, которые фермер-страхователь выплачивает страховщику во время приобретения полиса. Половину этих расходов берет на себя государство. К тому же появилась норма, которая разрешает аграрию использовать страховой полис, как дополнительное обеспечение при оформлении займов в банках второго уровня.
Предусмотрительность окупается
Да, сначала добровольное страхование посевов сельчане восприняли отнюдь не с воодушевлением. Достаточно взглянуть на количество страхователей, получивших полис в 2020 году: по всей стране – лишь 56. Из них три костанайских хозяйства.Тогда отечественные полеводы в общей сложности заплатили 82 миллиона тенге за то, что страховали свои посевы от дефицита влаги в почве. Такую же сумму заплатило и государство в виде субсидий. И вскоре этим страхователям пришлось похвалить себя за свою предусмотрительность, ведь из-за случившейся в прошлом году засухи 47 хозяйств получили 508 миллионов тенге страховых выплат.
Заметим, из этих денег 42 миллиона пришлось на долю костанайцев, которые застраховали 8,3 тысячи га своих полей, отдав за это 6,5 миллиона тенге страховых премий.
Понятно, что на следующий год страховых полисов стало больше, но не намного. Допустим, в нашей области только в шести хозяйствах застраховали от дефицита влаги в почве 18 тысяч гектаров полей. А в одном хозяйстве решили, что может появиться и избыток влаги, от такой беды застраховали 400-гектарное поле.
Надо ли говорить, каким был 2021 год для костанайских земледельцев, какую страшную засуху им пришлось перенести? Думается, не стоит. Об этом бедствии наверняка много лет все будут помнить. И практически все 18 тысяч застрахованных гектаров костанайских полей были выжжены зноем. За что хозяйства, разумеется, получили страховые выплаты.
Ну, а когда весной 2022 года настала пора определяться насчет рисков в земледелии, то из Костанайской области в страховые компании обратилось уже 30 хозяйств. Их руководители подали 40 заявок, согласно которым застраховали индекс дефицита влаги в почве на площади, превышающей 50 тысяч гектаров. К слову, наша область не является лидером по страхованию своих посевов, а занимает лишь четвертое место в этом рейтинге.