Эксперты отмечают, что у Казахстана непростое положение – приходится лавировать между интересами, связанными с Россией и США.
С РФ мы участвуем в нескольких международных организациях. Америка же остается крупнейшим инвестором. Надо заметить, Казахстан при этом старается сохранять «лицо». Политики связывают это в том числе и с тем, что президент Касым-Жомарт Токаев, как бывший дипломат, способен увязывать внешние связи с тем, что происходит непосредственно в стране.
Внешнее поле
В ходе майского визита главы МИД Казахстана за океан, в США пообещали республике новые инвестпроекты. Тут же был ответный визит американцев в Казахстан, но больше под «культурными» флагами. Инвестпроекты либо пока в разработке, либо еще зреют и публично не афишируются.
А вот что касается ближних интеграционных объединений, то здесь есть чему порадоваться. По данным Бюро национальной статистики, с января по апрель текущего года товаро оборот Казахстана со странами ЕАЭС вырос на 5,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом отмечается, что в общем объеме внешнеторгового оборота Казахстана со странами ЕАЭС Россия занимает 93,1%, Кыргызстан – 3,8, Беларусь – 3,1 и Армения – 0,06%.
Есть продвижение и по линии СНГ. Появился план совместного реагирования для противодействия вызовам и санкционному давлению. Он был подготовлен в Беларуси и уже одобрен Экономическим советом СНГ. Речь в первую очередь идет о зоне свободной торговли услугами. Касается энергетики, ускорения движения товаров. По словам вице-премьера, министра торговли и интеграции Казахстана Бахыта Султанова, на заседании Экономического совета СНГ, который проходил на прошлой неделе в Нур-Султане, «договорились о том, чтобы максимально ускорить принятие этого документа».
Между тем многие эксперты отмечают, что набирает силу соперничество крупных игроков за влияние на Казахстан. И маневрирование самого Казахстана между Западом и Россией, отмечает политолог Ахас Тужутов, дается все труднее. Свою позицию по этому поводу высказал Китай. На прошлой неделе в Нур-Султане побывал министр иностранных дел этой страны Ван И, который порекомендовал странам Центральной Азии «избегать геополитических конфликтов». И держаться подальше от попыток внешних сил втянуть страны региона в противостояние крупных держав и заставить поддерживать одну из сторон.
Внутренний «огород»
Здесь главная тема – что будет после референдума, одобрившего изменения в действующей Конституции страны. По мнению директора Центра актуальных исследований «Альтернатива» Андрея Чеботарева, «у нас длительное время строилась жестко централизованная, закрытая система, где ключевым игроком выступала элита, и даже не вся, а только ее правящая часть. Сейчас мы движемся к открытой политической системе, когда расширяются каналы, механизмы для участия граждан в жизни страны». Политолог отметил самые важные моменты – возвращение в избирательный процесс элементов мажоритарной системы, восстановление Конституционного суда, а также отказ президента от членства в любой политической партии.
Председатель правления НАО «Казахстанский институт общественного развития» Казбек Майгельдинов полагает, что «изменения не произойдут резко, но важно, что мы начали с определенных конкретных шагов». Глава государства предметно назвал эти шаги: «Теперь нам предстоит сформировать прозрачные и справедливые правила игры в экономике, провести реформу законодательства». Отдельно он пообещал пересмотреть законодательство, которое «способствовало концентрации экономических ресурсов страны в руках узкой группы лиц и предоставило им излишние преференции». Конкретные решения Президент обещал предоставить в сентябре.
Часть казахстанского общества удивлена, что на своем месте усидел Парламент, ведь в отношении него тоже есть нововведения. Но решение принято – старые депутаты остаются. Эксперты отмечают, что быстрее всех могут заработать изменения в Конституцию, которые касаются политических партий. Послабление в их создании приведет к росту их числа.
И, наконец, самый любопытный момент. Казахстанские эксперты и политологи гораздо меньше и неохотнее комментируют изменение статуса Первого Президента страны. В этом преуспели западные СМИ, которые называют казахстанский референдум «концом эпохи Нурсултана Назарбаева». Эпохи, может быть, и уходят. Главное – помнить о позитивном опыте.