Очередные летние каникулы вновь обострили вопрос занятости молодых людей. Факт: трудоустройство молодежи остается проблемой самой молодежи.
Временные деньги
На временную работу неквалифицированных молодых сотрудников либо берут неохотно, либо не берут вовсе, либо относятся как к расходному материалу: сегодня один, завтра – другой.
Государство по закону разрешает старшеклассникам и студентам в свободное от учебы время заниматься общественными работами. Они должны приносить социальную, экономическую и экологическую пользу. При этом подработка не должна угрожать здоровью молодого человека и не мешать его учебе. Как сообщила «КН» заместитель руководителя областного управления координации занятости и социальных программ Аида Хусаинова, на область в 2022 году выделили 1,2 млрд тенге. Эти деньги пойдут тем, кто будет занят на общественных работах. Сколько из них окажутся молодыми людьми – неизвестно.
– Зарплата занятых на общественных работах не должна быть меньше 20 МРП. По области фактически она составляет около 90 тысяч тенге, – сказала Аида Хусаинова.
«Большая очередь»
В районе Б. Майлина желающих поработать по программе «Жасыл Ел» больше, чем рабочих мест как минимум в два раза.
– В этом году 30 человек поработают на благоустройстве села Айет и станции Тобол. Смена длится один месяц. Ребята работают с выходными, ухаживают за деревьями, убирают мусор. Если бы бюджет выделил больше денег по линии «Жасыл Ел», у нас бы запросто нашлись около 60 человек, желающих трудиться летом, – говорит руководитель молодежного ресурсного центра (МРЦ) акимата района Б. Майлина Еркин Назаров.
По линии ОФ «Умiт-2050» в районном центре Айет стартовал проект по уличному досугу для детей. В селе появится участок, где можно будет поесть сладкой ваты и покататься на мини-машинках. Первоначально туда взяли на работу трех человек. Если проект окажется жизнеспособным, то Еркин Назаров надеется, что такую детскую площадку удастся открыть в 2023 году в конце весны.
– В Японии молодые люди, которым около 30 лет, часто успешно ведут бизнес. Почему у нас не учат тому, как зарабатывать деньги, занимаясь своим делом? Ни в школе, ни в колледжах, ни в вузах нет специализированных предметов по этой теме, – задается вопросом руководитель районного МРЦ.
Сам себе помощник
Круг вакансий в частном секторе шире, и молодежь этим пользуется. 18-летняя Елизавета Видлацкая (на фото) учится в колледже, работает в продуктовом киоске. Часть заработка идет на оплату съемного жилья, остальное на питание и развлечения. Первые деньги девушка заработала в классе четвертом-пятом, когда с подругами начала плести браслеты из резиночек на продажу. Доход был копеечный, но на жвачки хватало.
– Позже прошла курсы маникюра, стала работать у мамы в салоне. Было круто говорить, что в 13 лет не просишь деньги у родителей, – вспоминает Елизавета. – Учебе работа никогда не мешала, потому что трудилась в свободное время. В этом году впервые начала работать посменно. Вначале было тяжко, не высыпалась, а сейчас уже привыкла.
Аружан Кусаинова в свои 19 лет учится в университете и параллельно исполняет обязанности администратора в ресторане.
– Начинала с официантки, через год повысили до администратора. Конечно, проблемы были, но как-то все само налаживалось, – рассказывает девушка. – Первое время совмещала работу с учебой, похудела сильно, перестала высыпаться, ведь на сон оставалось не больше трех-четырех часов. Работала допоздна, особенно когда были праздники, часто домой возвращалась едва ли не под утро. Когда это стало влиять на успеваемость, решила уволиться, но мне предложили выходить только на праздники и в выходные. Согласилась. Сейчас каникулы, поэтому снова тружусь в полную силу. Сначала мама была против, видела, как мне тяжело. Но сейчас уже все нормально.
Кстати, подрабатывала Аружан и на кафедре лаборантом: преподаватели предложили. То есть, как говорится, было бы желание... У Аружан оно, безусловно, есть. Говорит, что зарплата позволяет почти полностью себя обеспечивать.
ИЩЕМ ЗОЛОТУЮ СЕРЕДИНУ
В календаре Организации Объединенных Наций есть Всемирный День борьбы с детским трудом. По состоянию на середину 2021 года по приблизительным подсчетам 160 млн детей работали по всему миру. Около половины из них в возрасте от 5 до 17 лет были заняты на производстве, связанном с риском для жизни и здоровья.
Существуют две крайности – рабский труд, с одной стороны, и хроническая избалованность детей, с другой. Наверное, истина, как обычно, посередине. Детям даже в рамках школы можно привить понимание, что такое труд, не связанный с жизнью в социальных сетях. Возможно, этому поможет возвращение в школьную программу урока трудового обучения. Это произойдет с нового учебного года, о чем сообщил в мае вицепремьер Ералы Тугжанов. Поиски методов воспитания трудолюбия продолжаются...
Римма БЕКТУРГАНОВА, председатель Альянса женских сил Костанайской области: «У детей должно быть право трудиться с 12 лет»
– Наш альянс совместно с областным профсоюзным центром начал продвижение проекта по изменению трудового законодательства. Мы предлагаем разрешить работать детям с 12 лет. Естественно, с учетом их физического состояния, особого графика работы и соблюдения всех прав. Реформы образования привели к тому, что школьников никто не приучает к труду. Им занимаются на интегрированном уроке технологии, чего недостаточно. Исчезла практика учебно-производственных комбинатов, где школьники получали рабочую профессию. Сейчас лето, в лагеря отдыха поехать смогут не все дети, да и не все захотят. Если бы детский труд был разрешен, ребенок узнал бы на своем опыте цену денег, у него был бы свой бюджет. Мы разговаривали в начале июня на эту тему с депутатами Мажилиса из комитета по социально-культурному развитию и нашли у них понимание. Дальше последуют депутатские запросы, будет сформирована комиссия, которая отработает все спорные вопросы.