В нашей области более одной тысячи детей, страдающих эпилепсией. Каждый год их ряды пополняются. Квалификацию детских неврологов периодически повышают тренеры. «КН» пообщались с одним из них – главным внештатным детским неврологом, заведующей кафедрой неврологии медуниверситета «Астана» Алтыншаш ДЖАКСИБАЕВОЙ.
Диагностика
– Алтыншаш Хайруллаевна, какова ситуация с неврологическими заболеваниями детей?
– По статистике Казахстан ничем не отличается от других стран. С каждым годом количество больных растет. Эпилептические состояния чаще встречаются у детей до десяти лет.
– Неонатологи считают, что выхаживание глубоко недоношенных – это высокий риск развития неврологических патологий...
– По статистике только десять процентов недоношенных детей могут стать инвалидами. Все зависит от уровня оказания помощи и от квалификации специалистов. На формирование здорового ребенка влияют многие факторы – генетическая предрасположенность, вирусная нагрузка и токсическое воздействие. У нас на это вообще не обращают внимания. Гриппом беременная переболела с высокой температурой, не обследовалась, а потом рожает ребенка с пороком развития. И в этом виновен почему-то оказывается врач. Плюсуем причины, вызывающие впоследствии асфиксию и гипоксию. Вот почему важно вовремя заметить проявление патологии.
– Есть сложности в диагностике эпилепсии?
– Сложности есть, особенно в вашем регионе, где возникают проблемы в инструментальном подтверждении диагноза. Для этого нужен электроэнцефалограф. Он есть в частных центрах, но не каждой семье по карману пройти обследование. Зато есть возможность детям пройти МРТ. Это хорошо. Важно, чтобы врач вовремя заподозрил эпилепсию у ребенка, а невролог поставил диагноз и выбрал тактику лечения. Однако сегодня эти специалисты в дефиците. Большинство предпочитает работать в крупных городах или частных центрах. Более того, многие не следуют действующим протоколам диагностики и лечения, назначают препараты не только не нужные, но и вредные.
Действия
– Родитель может понять, что у ребенка эпилепсия?
– Эпилепсия – это судороги. Любые пароксизмальные (беспорядочные. – Прим. авт.) движения могут быть интерпретированы как эпилептические или нет. Родители часто описывают случившийся приступ не совсем точно. Врачу сложно понять, что произошло. Движения и судороги – одинаковы, но не суть одно. Движения могут быть патологичны, а могут быть в пределах нормы. Поэтому рекомендую родителям записать на видео ребенка и показать потом врачу. Эта просьба вызывает вопросы у родителей. Как я буду снимать, когда ребенок в судорогах бьется?! Но это видео поможет врачу поставить точный диагноз. Знаете, иногда в кино показывают, как человеку с судорогами лезут в рот, чтобы вытащить язык. Некоторые родители даже зубы выбивают своему чаду в благих целях. Этого не надо делать. Наоборот, вы вызовете у него рвотный рефлекс. И малыш может захлебнуться рвотными массами. Просто положите ребенка на бочок и снимите видео так, чтобы все тело попало в объектив камеры. Вызовите скорую.
– Эпилепсия – наследственное заболевание?
– У детей до пяти лет в 80 процентах случаев болезнь – генетически детерминированная. Хроническое заболевание на всю жизнь может проявиться в детстве, потом уйти в латентную фазу. Чем моложе мозг, тем выше вероятность параксизмальных расстройств. Есть похожие состояния, которые в подростковом возрасте начинаются и в этот же период заканчиваются. И их не нужно дополнительно лечить медикаментами.
– Отношение людей к здоровью меняется?
– Нет, наоборот. Мне кажется, деградирует понимание того, что здоровье человека в его руках. Культивируется иждивенческое отношение. Если у тебя какая-то проблема, в ней виноват кто угодно, но только не ты. Хотя Гиппократ писал: здоровое семя дает здоровое племя. Но об этом все забывают.
Первые симптомы заболевания могут появиться на первом году жизни. Диагностика сложна, так как признаки недуга можно спутать с обычными хаотичными движениями малышей. Но стоит задуматься, если ребенок делает так: кричит и вздрагивает одновременно спонтанно и хаотично дергает руками и ногами внезапно фокусируется на одной точке, не реагирует на раздражители. В старшем возрасте клиническая картина более выраженная. Припадок начинается с сокращения всех мышц и запрокидывания головы. Кожа синеет, зрачки не реагируют на свет. Далее начинаются судороги с возможным непроизвольным мочеиспусканием и дефекацией. В конце приступа ребенок чаще всего засыпает, а после пробуждения не помнит о том, что с ним произошло.