257 раз бизнесмены только за прошлый год обращались за помощью в Палату предпринимателей Костанайской области. Иногда самые острые вопросы выносятся на обсуждение общественного совета, который работает при Палате.
Цветы-цветочки
На первый взгляд, помочь предпринимателю Елене Турпитко сложно. Прежде всего потому, что решение суда по ее делу вступило в законную силу. Однако впереди кассационная инстанция облсуда и, возможно, Верховный суд. Потому Елена Михайловна старается не терять надежды и просит Палату помочь ей юридически. Хотя при этом признает: такого подвоха от представительной власти она не ожидала, а поэтому была к нему не готова.
У Елены Турпитко – цветочный бизнес, свой тепличный комплекс в Затобольске. По «Дорожной карте» она даже взяла трехмиллионный кредит на его расширение, как и требовала госпрограмма, создала новые рабочие места. В мае ей предстоит возвращать первый кредитный транш – 700 тысяч тенге.
Но с этим – проблема. И она выросла летом прошлого года на земле акимата поселка Федоровка. Индивидуальный предприниматель заключила с исполнительной властью три договора госзакупок на общую сумму 1,8 миллиона тенге. Должна была для украшения райцентра поставить цветы. Часть – в горшках, часть – высадить в грунт. До этого, рассказывает Елена Турпитко, она уже сотрудничала с акиматом Федоровки, поэтому не ждала сюрпризов.
Однако они появились. Главный – место посадки цветов. Площадь перед акиматом расширили, предложили засадить цветами целину. Но, и это потом доказала экспертиза, почва оказалась слишком засоренной строительным мусором. А тут еще заморозки. В итоге часть высаженных цветов пропала. Причем, по словам Елены Михайловны, не только ее растения, но и других поставщиков того же товара. И вот на этом основании акимат поселка Федоровка направил в межрайонный экономический суд иск о признании ИП Турпитко Е.М. недобросовестным участником госзакупок.
Предприниматель выставила встречный иск, требуя, чтобы ей заплатили за работу. Решение суда было в пользу Елены. Оказалось, что это местная власть нарушила нормы гражданского законодательства о госзакупках. Но при этом добиться оплаты по договорам в полной мере индивидуальный предприниматель не смогла.
Суд счел доказанной лишь поставку цветов в горшках. На том основании, что у ИП были документы на покупку этих горшков. Однако то «море цветов», что было выращено в самом тепличном комплексе и потом высажено в грунт, Фемида посчитала недоказанным фактом. Во-первых, в договоре госзакупок не было указано место высадки цветочной рассады, во-вторых, благоустраивали Федоровку и другие поставщики. А акта приема заказчиком работы, объяснила предприниматель, они не составляли – такая сложилась практика.
Так что акимат по решению суда должен заплатить ИП лишь 224 тысячи тенге. Решение вступило в силу два месяца назад, но и этих денег предприниматель не получил. Такое вот партнерство.
Ни коней, ни бизнеса
У Бексары Макишева ситуация и того хуже. Он вообще потерял свой бизнес. Хотя, переезжая из России в Казахстан, привез с собой хорошую, можно сказать, национальную идею. Воплощать ее начал, купив пустующую тарную базу на выезде из Костаная. Завез лошадей, более того, получил документ племенного хозяйства – по породе русских тяжеловесов.
Все шло прекрасно: делали кумыс, открыли прокатную станцию. Рядом была свалка, и акимат Костаная выделил Макишеву в аренду на два года этот «сорный» земельный участок. Бизнесмен участок расчистил, облагородил – затратил порядка трех миллионов тенге, десять с лишним лет назад это были куда большие деньги, чем теперь. Собирался открыть площадку оздоровительного конного выезда и прогулок.
Рисунок Сергея БИРКЛЕ
– Моя ошибка была в том, что я пошел в банк за кредитом. Жадность банкиров меня и разорила, – говорит Бексары Есенжолович.
Впрочем, как выяснилось, не только жадность. У Макишева была реальная возможность зарегистрировать на арендованной земле постройки, и тогда у него оставался бы шанс сохранить так успешно начавшийся бизнес. Однако оригиналы документов, рассказывает он, находились в банке, и в выдаче их хотя бы на час, чтобы произвести регистрацию, ему отказали. Срок аренды земли истек, и акимат Костаная передал участок как свободный Службе пожаротушения и аварийно-спасательных работ. Там должны были построить пожарное депо.
Всякий раз, как истекал очередной срок аренды земли для госпредприятия, Бексары Макишев обивал пороги управления земельных отношений, бывал на приемах у акимов разных уровней, пытаясь вернуть облагороженный им участок. Без результата. Ведь все законно.
Последний договор Службы пожаротушения с акиматом гласит, что в очередные два года аренды пожарное депо должно быть достроено. Но, как говорит Макишев, там ничего и не начинали строить. Впрочем, предприниматель понимает: законных претензий к власти у него не может быть. Поэтому, чтобы начать бизнес сначала, просит выделить если не «его», то хотя бы подобный участок. Главное, чтобы он был доступным для костанайцев. С этим и обратился в Палату предпринимателей.
Декларации и реальность
Две эти предпринимательские истории, если вдуматься, схожи. То, что государство на законодательном уровне делает для развития бизнеса, в том числе малого и среднего, это очень хорошо. Год от года малый и средний бизнес дает в казну все больше, ослабляя зависимость бюджета от крупных, в том числе градообразующих предприятий. Не зря, особенно на уровне районов, каждое новое ИП или ТОО – плюс в отчете госорганов. Эти же истории показывают, что в конкретном преломлении декларации и реальность – вещи не рядом стоящие. По крайней мере, не чувствуется взаимного притяжения интересов. «Я не могу доказать, что я – хороший, идейный парень», – с горечью говорит Бексары Макишев.