Сбор урожая на дачах в разгаре. В этом году и конфликты на плодово-овощную тему один горячей другого.
«Больная» тема
17 июля на территории общества «Урожайное-1» в пригороде Лисаковска между соседями по даче произошел конфликт, который закончился поножовщиной.С ранениями в городскую больницу был доставлен 39-летний мужчина, ему сделали операцию. Как сообщили в облуправлении здравоохранения, на данный момент пострадавшего выписали на амбулаторное лечение, он идет на поправку.
На следующий день был установлен подозреваемый – 38-летний мужчина. Местные рассказывают: сдался полиции сам. Официальные органы хранят молчание – ведется расследование по части 1 статьи 106 УК РК «Нанесение тяжких телесных повреждений». В рамках досудебного разбирательства его материалы не разглашаются. Сразу после происшествия по соцсетям поползли слухи о том, что конфликт был связан с вишней. В Лисаковске уже много лет это «больная» тема.
Ягода раздора
Председатель «Урожайное-1» Николай Шестаков коротко заметил: конфликт между соседями был, скорее, спровоцирован алкоголем. А вот детали сейчас выясняет следствие.– С вишней у нас так не первый год. Территория большая, много участков брошенных. Общая площадь общества 300 га. В те времена, когда я заступал сюда на должность, было 3600 участков. На данный момент 2013 дач на начало этого года. Больше тысячи – брошенные, результат 90-х. Так вот, именно вишня продолжает расти и на заброшенных дачах. Ухода, полива не требует, достаточно внешней влаги. Предприимчивые граждане поняли, что ее можно реализовывать в те регионы, где с ягодой не очень. Нур-Султан берет, на Актобе возят. На брошенных дачах она вообще ничего не стоит, но там она и хуже, конечно, чем с ухоженных кустов. Садоводы жалуются, что помимо брошенных дач, залезают и к ним – в этом соль конфликта. Сдают вишню сами садоводы, – объясняет Николай Васильевич.
В городе, на лисаковском рынке, 5-литровое ведро вишни стоит 1500 тенге. А вот дачники, так сказать, не отходя от куста, 10-литровое ведро продают за 1000 тенге. Актюбинцы такое же ведро ягоды (8 кг) продают в восемь (!) раз дороже (если верить объявлениям на ОЛХ). Забирают у наших машинами. Мы, проезжая по территории садового общества, застали так называемых «приемщиков». В «ГАЗель» грузили ящики. При виде нас стали грузить быстрее.
– Что продаете? – спрашиваем.
– Ничего не продаем... Вишню в Актобе везем.
На выезде из дачного общества активно скупают урожай.
К слову, продавать ягоду на территории дач запрещено – этот вопрос не раз поднимался местными властями. Местный вишневый конфликт длится не один и даже не пять лет. Так как продают сами дачники, то они заинтересованы в прибыли.
– На территории кооператива продавать нельзя по закону. Они продают за территорией (сразу за шлагбаумом по краям дороги наготове стоят приемщики. – Прим. авт.). Это палка о двух концах. Предыдущий аким города предлагал эту проблему решить следующим образом: доверить определенному человеку организовать место приема. Когда коснулось – выкупайте землю, делайте по закону. Кто этим будет заниматься? Стоят на проезжей части. Отгоняют дальше – дачники жалуются, что далеко ходить, тяжело носить, – говорит председатель.
Украли – возместят
В Костанае на территории дачных обществ патрулируют конники. Им ежегодно удается предотвратить до нескольких десятков нарушений. В Лисаковске конного патруля нет.– В начале 2000-х решили своими силами охранять, – поясняет Николай Шестаков. – Дачники жалуются, что у них и металл воруют – по городу 6-7 пунктов приема. Полиция выгоняет из города лиц без определенного места жительства – они сюда идут. Нанимали конников, за свой счет держали. Но как-то у человека украли картошку, начался конфликт. Это был 2002 год. А что, через дорогу – второй кооператив, который не охранял никто. Сейчас наняли охранную фирму на оба. Пеший контроль, два кооператива, на каждый по два охранника с рациями.
За металлические изделия и продукцию охрана отвечает – картофель, капуста. Это можно зафиксировать и просчитать. В случае кражи возвращают в натуральном эквиваленте или «прощают» оплату за охрану на определенный период. За охрану плата 9950 тенге с участка в год.
Во время разговора к главе дачного общества обратился садовод: «Емкости в том году в октябре украли. Хотим продать дачу, а люди заходят – емкости нет. Кран подъехал, вывезли. Как проехал на территорию – вопрос к охране».
Николай Васильевич успокоил: возместят. На территории общества 30 километров дорог. Как два человека, каждый на своих двоих, могут держать здесь все под контролем – так и осталось для нас загадкой.
– Много лет назад у нас был смертельный случай. Между собой соседи ругались постоянно, что один травит клубнику другого. В итоге один из дачников застрелил из ружья другого. Машину не там ставят, цветы не там садят, сирень дверку поцарапала – причин для ссор много... – рассуждает председатель.
«Пока забор есть...»
Дачник Валерий Кравец с радостью впустил нас на свой участок: «У меня самая красивая дача!» Напротив его ворот ряд брошенных участков. Заборов нет, от некоторых домиков осталось по две кирпичные стены – то, что предприимчивые садоводы унести не смогли. И кусты с вишней.– Здесь раньше была голая степь. В 1988 году ее распахали, дали участки. С тех пор я здесь. В 90-е пешком все из города ходили сюда. Лет 15 назад побросали, – вспоминает пенсионер. – Потом приезжаем – домики вокруг разобраны. Стену выломали, чтобы забрать рельс – резаком отрезали. На ящик водки потянет, вот такие и забирают. Не боятся ведь, что стена на них обрушится... Пока забор есть – не так лезут. Надо чаще находиться на даче, чтобы не залезали. Участок мужчины действительно хорошо облагорожен, видна заботливая хозяйская рука. 11 соток – груши, деревья, овощи, картофель, ягода.
– Когда-то здесь сажали троицкую вишню: она была крупнее, потом стала мельче. Мы ездили за ней, ведро вишни в Троицке стоило 10 советских рублей при средней зарплате в 70 рублей. Привозили и сажали здесь.
Кстати, Валерий Михайлович, когда вышел на пенсию, для родного дачного общества составил рекомендации, как правильно организовать охрану на дачах.
– Собирал подписи, конференция была. Я в Челябинске опыт перенял. Проверяют сейчас пропуски у всех, а нужно выборочно. Едут машины, остановите десятую, двадцатую. Внутри три мужика? Мог водитель бичей привезти на сбор. Автобус на выезде не проверяют. Можно украсть все что угодно – сесть и уехать.
А вот каждый автомобиль здесь на выезде останавливают. Смотрят содержимое багажника. На этом все...
За чеснок: двое сидят, один лежит...
Дело об убийстве человека из-за кражи 6 головок чеснока в этом году рассматривали в Специализированном межрайонном суде по уголовным делам Костанайской области. Забил до смерти и отрезал голову дачнику охранник садового общества «Краснопартизанское» (пригород Костаная) Виктор Дяченко. Скрыть следы преступления помог его напарник Андрей Мартыненко.25 сентября 2021 года охране сообщили, что у одной из дачниц украли чеснок. Дяченко и Мартыненко, находясь в алкогольном опьянении, направились к предполагаемому преступнику. Чеснок у него действительно был, но заявительница его не признала: мол, не ее. Тем не менее Дяченко не оставил мысли разобраться и пригласил Андрея Кузового к сторожевому домику. Там избил его и продолжил с Мартыненко выпивать.
Через время охранник понял, что Кузовой скончался, отрезал ему голову и бросил в печь, а тело закопал на участке. Перед пересменкой тело все же решили спрятать – вместе с Мартыненко отвезли к водоему.
Дяченко осужден на 8 лет, Мартыненко – на 2 года