Перед командировкой в Аркалык мы написали в соцсети объявление: «Бывшие аркалыкчане, можем заехать по вашему адресу детства…» И заявки посыпались.
Бывшие местные
Практически каждый житель нашей области знает историю этого города. Из Википедии: «В 1980-е годы город достиг своего расцвета: мясокомбинат, птицефабрика, молокозавод, элеватор, керамическая фабрика, швейная фабрика, завод радиодеталей, начато строительство авиамоторного завода. Тургайское бокситовое рудоуправление добывало до 20% бокситовой руды в СССР. Но экономика Тургайской области отставала в развитии от других регионов Казахстана. Область постоянно требовала дотаций из республиканского бюджета, поэтому в июне 1988 года она была упразднена. Из города, переставшего быть областным центром, была вывезена часть инфраструктуры, заморожен ряд перспективных промышленных объектов. Упадок города начался в 1993 году, когда производство пошло на спад».
Итог - целые микрорайоны с домами, в которых дыры вместо окон. Отъезд людей происходил через боль. Ведь сами строили, сами растили деревья... Аркалыкчане любили этот город. А расставаться не разлюбив - всегда тяжело.
Мы пообщались с 24 семьями, которые вынуждены были покинуть Аркалык. И все признавались: на разбор пустующих многоэтажек они без слез смотреть не могут.
Аватарка для своих
Его фотографии каждый день появляются в соцсети. На снимках - Аркалык. С новым спортивным центром, современными светофорами и... разбитыми зданиями. 37-летний фотограф Виталий Дьяченко давно живет в Астане.
- Я здесь с 1997 года. После армии вернулся домой, но работу найти не смог. Тогда и поехал искать счастье в Акмолу.
- Нашли?
- У меня здесь родились два сына. И здесь же я нашел своих близких друзей. А это ведь тоже счастье. Работаю водителем в иностранной фирме. А фото – это хобби.
- Как часто в Аркалыке бываете?
- Раза два в год. Тянет. Наверное, впиталась в кровь бокситовая пыль. А меня ведь некоторые бывшие аркалыкчане ругают за фото. Больно, говорят, смотреть. А другие, наоборот, начинают вспоминать, плакать, смеяться. Мы, аркалыкские, как одна семья в Интернете.
- Живете в Астане, а на аватарке (главное фото личной страницы. - Прим. ред.) вы в Аркалыке…
- Да, на крыше «Универсама». Я же говорю, тянет в город детства.
Дома нет…
- Привет, Космонавтов 19, первый подъезд, – поступила ко мне очередная заявка на «Адрес детства».
- Привет. Попробуем, – ответила я Нурлыбеку Абильхаирову, у которого на странице местом проживания тоже значилась Астана.
- Спасибо большое, но можете не стараться. Снесли дом. Я просто хотел проверить, откликнитесь ли. Так что спасибо.
Нурлыбек сейчас работает в столице техником-программистом, ему 26 лет. Говорит, как дом снесли, тяжелей стало в Аркалык ездить. Больно стоять у порога своего детства, превращенного в пыль. Говорит, хранит снимок своего первого класса, потому что стоит этот класс на фоне его дома.
- Знаете, я заметил, сильные люди из этого города вышли. Порядочные. Непростая судьба города закалила характеры наших родителей, передалось это, видно, и нам. Я помню, как мама с папой до последнего не хотели уезжать. Уже соседи все уехали. Работы не было. А они все ждали чего-то. Это была большая семья, все друг другу помогали, поддерживали. Знаете песню Варум «Городок»?
- Знаю, она про мой военный городок и улицу Юности в родном Семипалатинске, которой тоже уже практически нет.
- Тогда понимаете. Эта песня и про мой Аркалык. В Астане можно увидеть машины с надписью «Аркалык». Вот это патриотизм! Когда у меня будет машина, тоже такую надпись сделаю.
Согласна, что аркалыкские – особенный народ, и Алена Якупова-Шульгина, которая сейчас работает врачом в Челябинске:
- Мои родители – врачи. Когда в 1997 году в Аркалыке сократили больницу, мы переехали в Аулиеколь. С тех пор сердце и щемит. Понимаете, аркалыкчане этот город сами построили, а потом у них на глазах его разрушили. Беда сплотила. Мы все до сих пор дружим семьями. Более того, если у тебя беда, аркалыкские обязательно помогут. Даже если до этого с тобой не были знакомы. Это проверено, 100 из 100 случаев.
Голова понимает, а сердце не хочет
Новость, что их дома детства уже нет, нам, к сожалению, пришлось сообщить многим. Просили снимки. Мы предупреждали, что на них они увидят разрушенные стены со следами плитки и ярких обоев, раскуроченную арматуру. Некоторые отказывались смотреть. Другие настаивали: «Хоть глазком на родной кусочек земли. Голова понимает, что лучше забыть, а сердце – не хочет».
- Это ностальгия, - говорит психолог Игорь Зуев. - Она связана с совестью и родовой памятью. Одно дело, когда человек едет за лучшей долей и с легкостью расстается с родным местом. А вот когда приходится рвать по живому, тогда еще долго болит, и зачастую люди от этого начинают пить. Я думаю, те, кого эта боль не отпускает, правильно поступают, что приезжают, фотографируют, вспоминают, смеются и плачут с теми, кто их понимает. После выплеска эмоций, как правило, становится легче.
«Такого здесь не было!»
Есть среди бывших и те, кто на расстоянии ведет в соцсети группы «Аркалык». Здесь и местные новости, и фото, и обсуждалка. Во главе одной из таких групп Манас Кабдрахметов. Работает официантом в Астане, а в Аркалыке принципиально не продает квартиру. Говорит, это гавань. Туда можно приехать и помолчать, о своем. Вернулся бы, если бы жизнь там наладилась? Ответ парня:
- Конечно, на 100000000%. Это город-сказка. Был. А потом там все было по законам 90-х. Я, когда в Астану приехал, удивился, что война-то давно закончилась, 21 век. Это плюс. Зато в большом городе всем пофиг на тебя. Это минус.
В Аркалыке был старт жизни и у нынешнего студента спортфака КГПИ Николая Дементьева. Сейчас парень в нашей области ставит на ноги клуб игры в пейнтбол «Magnum». И этой весной планирует привезти ее в свой Аркалык.
- Наш турнир будет посвящен 70-летию Победы. Сейчас собираем команды. Сыграть там можно хоть где, но мы решили проводить игру на пустой местности с небольшими оврагами. Возможно, найдем здание, которое полностью очистим и задействуем хотя бы один этаж. Наш город должен расти. И это будет мой маленький вклад. Я скучаю по Аркалыку, мне братишка передал рисунок моего дома. Часто на него смотрю - и Аркалык вспоминаю.
Отпуск в Торгае – это шанс
Богдан Шкарпетин тоже из тех ребят, которые верят, что у Аркалыка есть будущее. Сейчас он работает электромонтером в Рудном, но в Аркалык то и дело приезжает к родителям и… чтобы погулять по крышам.
- Забираюсь на одну из заброшенных многоэтажек, сижу, смотрю и думаю. И на девятиэтажке был, и в верхней корзине «чертового колеса», пока не снесли - до дрожи в коленях. Сквозь оконные проемы растут деревья. Картина - после апокалипсиса. Ни единого человека, лишнего звука. Чарующее зрелище. А теперь о главном. Низкая зарплата – это причина оттока населения. Городу нужен неравнодушный хозяин. Аркалык посреди бескрайних степей. Можно животноводство развивать, что-то выращивать. В городе полно молодёжи, нужны клубы по интересам. Есть старый аэропорт - почему не начать развивать парашютный спорт? Нужны новые дороги, наш городок в радиусе 500 км практически один! Пустить через него движение. С учётом того, что проезжающих будет много, поставить СТО и шиномонтажки. Можно депо по ремонту ж/д составов открыть. Сотни, тысячи возможностей поднять город. Но нужны деньги для самого главного: нужно чем-то заменить рудник. Необходимо новое предприятие, которое будет способно обеспечить работой горожан.
Не менее серьезное видение будущего Торгайского региона и у 27-летнего костанайца Павла Тенцера. Он уверен, что ставку нужно делать на туризм:
- Я побывал осенью в Торгае. Вот где отпуск нужно проводить, а не в Турции. Доброжелательные люди, самобытность народа, высочайший уровень гостеприимства, красивая природа, невероятная тишина и спокойствие. Люди искренне улыбаются каждому, кто заглянет в их уголок земли. Когда я ехал назад, все 7 часов пути наслаждался бесконечным простором. В общем, кто хочет ярких впечатлений, бюджетного путешествия, кто хочет разрушить свои стереотипы о Торгае - вам точно туда. Желание написать книгу или картину, а, может, и песню обеспечены. Да и казахский язык подтянете за три дня - гарантирую.
Павел считает, легче выучить казахский язык, чем бежать в другую страну из-за страха не быть понятым. Это слабость, уверен он. Он поездил по миру и считает, что наш Торгай, с точки зрения туризма, сравним с глубинкой того же Лаоса. Только нужно наладить маршруты, кафе с национальными угощениями, обрядами, а исторических, природных и музейных экспонатов там и так хватает. Да, и, к слову, гостиницы забиты. Но пока охотниками и рыбаками.
Костанай, Рудный, Аулиеколь, Астана, Новосибирск, Челябинск, Пермь, Медногорск, Свердловская область, Москва – из этих точек мы получили заявки на фото адресов детства. Многие просили телефоны гостиниц, хотят летом посвятить свой отпуск Аркалыку. Все-таки «город, которого нет» - это не про Аркалык. Он есть. И еще долго будет.
Ирина ГУДОВА gudova.kn@mail.ru 39-23-73
Фото Константина Вишниченко, Дамира Абдуллина
и из архива героев материала