Недоработки в основном законодательстве по теме инклюзивного образования устранены. Как быть с оставшимися нестыковками?
С начала прошлого учебного года в школах Казахстана начали работать педагоги-ассистенты, или тьюторы. Их услуги необходимы особенным детям для того, чтобы влиться в школьный процесс. Введение этой должности в реестр педагогов призвано способствовать реализации инклюзивного образования в школах, бравировали чиновники от образования. Однако родителям некоторых особенных детей, как выясняется, нужно очень постараться, чтобы к ребенку приставили тьютора.
В номере «КН» от 9 августа был опубликован материал о Полине Мишариной, которая пойдет 1 сентября в школу. У девочки ДЦП, сохранное умственное развитие, она может ходить, держась за руку. И самое главное – хочет в школу. Однако в ее истории решение специалистов долгое время склонялось в сторону домашнего обучения. Мол, тьютор по нормативным документам вам не положен. Якобы он сопровождает детей только с нарушениями поведения. Как так? Получалось так, что проблема в несовершенстве законодательства. В итоге добро на то, чтобы приставить к ребенку тьютора, все-таки дали. Сделала это под свою ответственность Айман Ибраева, замруководителя управления образования. Но разве нормально продираться сквозь законодательные тернии, тем более, когда речь о детях?
«КН» вышли на депутата Мажилиса Парламента РК Екатерину Смышляеву:
– Нормы законов, связанные с регулированием инклюзивного образования, работают меньше года. И пока рано говорить о результатах их правоприменения. Возможно, в будущем придется вносить дополнительные изменения. Сегодняшних принятых позиций достаточно, чтобы сформировать полноценную подзаконную базу. Все возникающие коллизии и проблемы случаются как раз на уровне правил, методик и приказов, и их исправление не требует внесения изменений в закон. Плюс субъективное исполнение. Комиссии в регионах работают по-разному. Мы постоянно на связи с родителями, обращения разные. Госоргану, в данном случае Министерству образования, достаточно просто получать качественную обратную связь и оперативно исправлять неточности. Многие мамы состоят в республиканских ассоциациях, напрямую взаимодействуют с депутатами и министерством как эксперты.
Со своей стороны мы не можем устранить недочеты подзаконных актов, но участвуем в обсуждении, направляем рекомендации и депутатские запросы, особенно когда это касается межотраслевых вопросов. Ведь вопросы в сфере инклюзивного образования относятся не только к Министерству образования, также в компетенции Министерства соцзащиты, Министерства здравоохранения, местных исполнительных органов.