Сегодня в селе Шишкинском Костанайского района сразу несколько строительных площадок. Местная животноводческая ферма и прилегающие к ней поля сменили хозяина, а он рьяно взялся за переделку.
Новое поле
Новый владелец шишкинских земель – известный в районе предприниматель Александр Павловский. Его крестьянское хозяйство, базирующееся в Воскресеновке, известно мясным стадом КРС, а также производимыми крупами, сырье для которых выращивают здесь же. Сам Павловский на вопрос, зачем ему Шишкинское, улыбается и кивает. Мол, хороший вопрос. Задумался.
– Сейчас за землю дерутся, но опять же за землю, а поселок никому не нужен, – отвечает в конце концов.
Мы движемся по полям сельского округа из Воскресеновки в Шишкинское. Обед. Павловский практически ежедневно ездит этим путем. За рулем сам. Поля знает как свои пять пальцев, хотя производственные вопросы во многом передал сыну. Тот грамотно руководит процессом, и отцу от того радостно.
Александр Эдуардович нынче занят реставрацией (да-да, именно так выразился предприниматель) и модернизацией шишкинского хозяйства. Здесь есть небольшое дойное стадо, и в планах запустить современную молочную ферму.
– Ко мне доярки подходят и просят поднять зарплату, – делится крестьянин. – С радостью, но мы пока с этого хозяйства ни копейки не получили, а вложили немало. Прошу людей потерпеть, надеюсь на понимание.
На полях не меньше забот. Вложения большие, включая покупку новой техники, нервы, время.
На одном из полевых перекрестков в машину подсаживается мужчина, быстро отчитывается по текущей ситуации. Печать усталости на лице соседствует с удовлетворением от хорошо проделанной работы. Он минувшую ночь провел за рулем, укатывал силосную яму, потому что сам хотел увидеть, как движется дело. «Племянник мой», – говорит Александр Эдуардович. И добавляет, что в его большой семье достаточно рук, чтобы самостоятельно обрабатывать больше 10 тысяч гектаров полей, смотреть за двумя стадами КРС – молочным и мясным, что в Воскресеновке.
На одной земле
На основной базе только завершили отгрузку крупы для одного из оптовых покупателей. Здесь производят геркулес, пшено, ячневую крупу, чечевицу. Уже несколько лет, как КХ не торгует продукцией в розницу. Упаковка подорожала, и экономика стала сложнее. По грубым подсчетам, фантик стоит столько же, что и конфета. Павловский решил сконцентрироваться на производстве. Оптовых покупателей хватает, включая рудничан, карагандинцев, предприятия с юга страны. Здесь процесс отлажен и изучен до мелочей.
Другое дело – молочная ферма. Технолога из Северо-Казахстанской области переманили. В ближайшее время мужчина приедет с семьей. Ему выделят дом. Сегодня в нем ведут работы.
За решение жилищного вопроса своих сотрудников Павловский взялся всерьез. Этой зимой «КН» писали, что крестьянин обеспечил жильем с десяток семей своих работников в Воскресеновке. Кому-то выделил новые дома с газовым отоплением, кого-то заселил в отремонтированное здание, где когда-то располагался акимат.
Чета Бекешевых живет в двухкомнатной квартире на втором этаже. Просторная, теплая. Вода бежит из крана, несмотря на то, что в поселке нет центрального водопровода. В пристройке установили пятикубовую емкость, которую наполняют каждую неделю. КХ супруги верны уже 20 лет.
– В Шишкинском тоже есть необходимость строить дома, – говорит Александр Павловский. – Их возвели максимум на 50 лет, и срок этот давно вышел. Я точно знаю, сам с одним из сыновей живу здесь. Знаю, с какими трудностями мои работники сталкиваются. Вот зарплата. В прошлом году у меня механизаторы в среднем по году получали по 280 тысяч тенге, остальные около 180 тысяч тенге. В этом году зарплату уже поднял на 20%, но еще надо, потому что цены невыносимые.
P.S. С работниками проблем нет, разве что узких специалистов не хватает: ветеринары, технологи. Есть мечты: запустить колбасный цех, наладить овощеводство. Но здесь остро стоит вопрос воды. В Воскресеновке пусть полупустое озеро, но есть. В Шишкинском, увы... Надо рыть искусственный котлован. А дело это очень непростое. Начиная с получения разрешения на ведение таких работ.