Как театр начинается с вешалки, так и восприятие героини начинается с порога ее дома. В квартире карабалыкчанки Нины САХНО пахнет... счастливым детством.
Уютная
После общения с Ниной Григорьевной остается именно это ощущение. Кто-то скажет, что шторки на дверях, фарфоровые статуэтки и вязаные ажурные накидки на подушках – это пережитки прошлого. Но не для меня. Для меня все это символы счастливого и беззаботного детства. У многих советских бабушек в доме было именно так. Уютно.
Особенно умиляют картины, вышитые бисером. Тут же на столе – пяльцы, коробочки с маленькими бусинами, цветные нитки...
– Нина Григорьевна, вы что, сами это все вышиваете?
– Конечно! Люблю вышивать. Немного примитивно получается, но в каждой картине моя душа. Каждую из них люблю.
Где родился...
Наша героиня родилась в 1942 году на территории Карабалыкского района, в селе Бзау-Ульген. Среднюю школу окончила в селе Кособа. Там же осталась работать пионервожатой.
После переезда в райцентр Карабалык много лет проработала директором районного Дома пионеров, педагогом начальных классов, завучем по внеклассной работе. Вся трудовая деятельность Нины Григорьевны связана с детьми и творчеством – с рукоделием и поэзией.
Свое первое стихотворение написала в 9 классе. Находясь на заслуженном отдыхе, пенсионерка продолжает активную творческую жизнь, сотрудничая с коллективом районной библиотеки и местным советом ветеранов.
Про отражение
Именно в совете ветеранов нам и рассказали о Нине Григорьевне. Показали книги – сборники стихов, изданные в Карабалыке в разные годы. Почти в каждом – творения Сахно.
– Моя любовь к поэзии началась в седьмом классе. Ее привил наш учитель литературы Павел Павлович Акимов. Он был диссидентом, и его отправили на целину. Когда он пришел к нам преподавать, ему уже было лет 70, наверное. Как он рассказывал! Мы буквально влюблялись в каждое произведение. Он же открыл при школе литературный кружок, куда я с удовольствием ходила. Потом начала сама пробовать писать. Пьесу написала, ее потом ставили в школе. Когда работала в Доме пионеров, много приходилось писать «презентационных» стихов. Когда дети участвовали в конкурсах, фестивалях. Стихотворения – это отражение души поэта. Были стихи о родителях, о муже, который приехал на целину в 16 лет и проработал здесь всю жизнь... А когда родилась внучка, Нина Григорьевна написала для нее сказку, потом еще несколько.
– Сейчас, наверное, в силу возраста я не могу точно охарактеризовать те стихи, что пишу. Это мои эмоции, моя картина дня, моя жизнь, – говорит собеседница. – Вот увидела я что-то, запало, хочется поделиться. А с кем мне делиться? Вот сама себе и рассказываю да листочку бумаги. Ему доверяю свои мысли...
Чудо-балкон
Мы приехали в гости к героине как раз после ее юбилея – 80! Квартира утопала в цветах: «Это от бывших коллег», «Это от учеников», «А это от сына, он приезжал на мой день рождения...».
Сейчас пенсионерка живет одна. Дома ни пылинки. Все как под линеечку. На вопрос: «Можно ли попить?» – приглашает на кухню. Все тот же домашний уют. Но глаз улавливает необычную обстановку на балконе. Он как будто обрывается за окном... Разглядывать неудобно, спросить – тоже. Но любопытство берет верх.
– Нина Григорьевна, а что у вас с балконом? Он как будто без одной стены....
– Правильно. Там же окно и пластиковая дверь.
– Как дверь? А куда?
– Лучше сразу показывать, чем, сидя на одном месте, рассказывать. Идемте.
Через балкон мы попадаем в огород. Небольшой. Буквально несколько квадратных метров. Но тут все: и огурцы с помидорами, и свекла с морковью, и картофель вовсю растет. Даже пара кустов вишни. А еще цветы. Красивые. Особенно лилии... Белые, желтые, оранжевые, бордовые.
– Видели, у входа в подъезд тоже лилии цветут? – с улыбкой спрашивает карабалыкчанка.
– Видела. Очень красивые. И цвет такой редкий!
– Это тоже мои. Я люблю цветы. Жалко, вы ромашки не застали, красивые были, но уже срезала. А лилии еще долго будут глаз радовать.
– Лилии – моя слабость. Но на даче пока только два вида.
– Приезжайте осенью! Я вам выкопаю луковицы, будете меня добрым словом вспоминать...
P.S.
Буквально на днях созванивались с героиней. Рассказывала, что очень занята домашними делами.
«Огурцы кипят, компот крутится, и я кручусь», – смеется в трубку.
Тут же вспоминает: «Про лилии помним?».
«Помним! – тут уже и я улыбаюсь. – И приедем!».
Обязательно приедем.