Запугивания – новый действенный способ мошенников. В последнее время все больше пострадавших от звонков «полиции» и «прокуратуры». А теперь в деле «коллекторы» и «судисполнители».
Рисунок Владимира Березкина
Колесо жизни
В редакцию «КН» обратилась жительница города Есиля Акмолинской области Жулдыз Ибраева. Ее отец живет в Костанае, один. Его бывшая жена и две дочери – в Акмолинской области.– Родители развелись еще четырнадцать лет назад. Мы стараемся навещать папу, но не всегда получается. К сожалению, уже почти десять лет он выпивает. Это сказывается и на его материальном положении, – отмечает 38-летняя женщина.
По ее словам, у отца появились сомнительные друзья, которые постоянно находятся у него на квартире. Два года назад он даже оформил микрозаем, его пришлось выплатить дочерям. Тогда сумма была небольшой – «всего» сто тысяч тенге.
С тех пор сестры постоянно переживают, что отец возьмет деньги в долг. И этот страх сыграл с ними злую шутку.
Звонок
Жулдыз ответила на него и услышала: «С вами говорит сотрудник системы судисполнителей при главном банке Казахстана».– Голос был совсем юным, как будто студенческий. Я попросила представиться. Оказалось, Дмитрий. Он назвал полностью мое имя и спросил, кем я прихожусь моему отцу. Его фамилию, имя, отчество тоже назвал. Надо сказать, что я сама по себе недоверчивая и всегда проверяю факты. Учу семью никому не верить в плане финансов и ничего никому не передавать. Но обычно я читала и слышала, что мошенники ничего не знают о членах семьи человека, которому звонят. А тут они назвали папу. Так как у нас уже были проблемы по этому поводу, я решила, что это точно не мошенничество. И начала обсуждать ситуацию.
Звонящий заявил, что у отца есть непогашенные штрафы. И назвал их даты. Жулдыз сопоставила факты и вспомнила, что ее отца действительно привлекали к административной ответственности в прошлом. Он должен был сам погасить долг.
«Сотрудник» смог убедить женщину, что за каждый месяц невыплаты штрафа начисляется большая пеня. И что, если сейчас эту пеню не погасить, сумма штрафа станет баснословной. Если не заплатят, у родных отца могут начать забирать жилье. Об этом он якобы и хотел предупредить.
Если изначально сумма штрафа составляла семь тысяч тенге, то с 2018 года она якобы составила уже 150 тысяч. Их необходимо было переслать на номер карты «судисполнителя».
Попалась
– Меня немного смущал веселый тон этого специалиста. Я еще думала, может, имею дело с мошенниками. Но все же убедила себя, что они бы не смогли получить данные о моей родне. Постарались бы с другого зайти. А тут про реальный штраф говорят. Поэтому я тут же перевела деньги, еще даже разговор не закончился. Он ответил, что проверит платеж и перезвонит, – вспоминает женщина.Жулдыз тут же набрала номер сестры и начала жаловаться на отца. Совместно они стали думать, что делать и как избежать подобных ситуаций в будущем. Пока не вернулись домой дети и муж.
– Сын мне сразу сказал, что я нарвалась на мошенников. И муж сказал, что такой пени за штрафы не бывает. Я начала перезванивать на номер, но он был уже вне зоны доступа. Так я поняла, что попалась на удочку. Хотя считала, что со мной никогда ничего подобного не случится.
Жулдыз и сестра еще некоторое время пытались позвонить «судисполнителю», но гудок так ни разу и не пошел. При этом оказалось, что штраф действительно есть и он все еще не выплачен. Отец признался, что ему действительно звонят. Но не ведут себя грубо, лишь советуют скорее выплатить платеж.
– Непонятно, откуда мошенники имеют доступ к таким данным? Откуда информация о штрафах? Как они понимают, кто кому приходится родственником? Неужели наши данные настолько доступны всем кому не лень? Это так ужасает, мне аж страшно, – почти плачет жительница Есиля.
В департаменте полиции Костанайской области сообщили, что пеня за штрафы есть. Не вовремя выплаченный платеж может привести и к аресту. Однако на все это нужны решения суда. К тому же никто не станет звонить родственникам оштрафованного с требованием выплатить сумму.