Интересно почитать документы, которые связаны с основанием нашего областного центра.
Рассмотрев несколько предложенных геодезистами мест, военный губернатор Тургайской области Александр Константинович в 1879 году указал на точку, где основать город. Ранее, 13 сентября 1877 года, военный губернатор Оренбургской области Николай Крыжановский писал подчиненному Константиновичу так: «Имею честь уведомить Ваше превосходительство, что Правительством предположено было заводить в степи городские поселения, но отнюдь не земледельческие, дабы не отнимать земель, находящихся в пользовании киргизов. Ввиду этого, по мнению моему, надлежало бы отделить под городское поселение лишь только необходимое для сего поселения количество земли, без стеснения киргизов в зимовках...». А в декабре 1879 года – так: «Я вместе с тем не могу не выразить, что, предварительно отведя городу 13 тысяч десятин, принадлежащих киргизам, желательно было бы иметь приговоры от тех киргизских обществ, во владении которых находится эта земля. И вообще, обусловить заблаговременно меры к предотвращению могущих впоследствии возникнуть столкновений между киргизами и новыми поселенцами...».
Не поспоришь – аккуратно подходили к вопросу. Кто жил на территориях понад Тоболом, необходимых для нового города?
К юго-востоку от современного Костаная проживал и кочевал род жаппас из племени байулы. Немногочисленный. Всего 32 зимовки на правом берегу Тобола. Далее, в степь, на юг и юго-восток (в сторону сел Белозерка, Аманкарагай, Москалевка, Алтынсарино) обширную территорию занимали многочисленные роды каракесек, томен-шекты, бесентеин, жогары-шекты из племени аргын.
На юго-западе современной Костанайской области, где сейчас расположены Лисаковск, Житикара, Камысты, Уркаш, в то время жили и кочевали представители многочисленного рода жагалбайлы (джагалбайлы) и совсем немного рода телеу из племени жетыру. В книге М. Тынышпаева «Материалы из истории киргиз-казакского народа», изданной в Ташкенте в 1925 году, можно прочитать: «Подрод джагалбайлы некогда, по-видимому, жил где-то около Хорезма: джагалбайлы встречаются в Крыму, у ногайцев, в Хорезме, среди каракалпаков, ферганских и бухарских узбеков и курама, и повсюду в небольших количествах. По-видимому, джагалбайлы пережили какой-то разгром (не 1625 года ли, когда из Хорезма бежали найманы)».
Северную часть Кустанайского (Николаевского) уезда занимал род балта из племени керей. Это территория нынешних поселков Борис-Романовка, Надеждинка, Буденовка, Введенка. А на северо-западе, там, где сейчас Федоровка, Карабалык, Качар, Босколь, Магнай, кочевали роды карабалык и кольденен из племени кыпшак (кыпчак).
Всего же, по некоторым данным, на территории Степи, современного Казахстана, проживали на рубеже ХIХХХ веков девятнадцать казахских племен, которые делились на девяносто семь родов. На территории современной Костанайской области в то время проживали пять казахских племен и десять родов. Переселенцы прибывали из Челябинской, Рязанской, Черниговской, Херсонской и других губерний России. Люди строили совместную жизнь. Все это на современном этапе развития Казахстана трансформировалось в короткое, но емкое выражение в Конституции РК: «Мы, народ Казахстана, объединенный общей исторической судьбой...».