Наш земляк актер Толепберген БАЙСАКАЛОВ рассуждает о перспективах развития кинематографа в нашем регионе. А также рассказывает о фильме, закрытый показ которого в сентябре пройдет в Костанае.
Визитка
Толепберген Байсакалов – казахстанский актер, уроженец села Михайловка Мендыкаринского района. Сыграл одну из главных ролей в фильме «Тюльпан». Лента получила Гран-при в номинации «Особый взгляд» на Каннском кинофестивале в 2008 году. Всего фильм собрал 19 наград на международных фестивалях. В ноябре 2021 года Байсакалов получил награду кинофестиваля Asian World Film Festival (Лос-Анджелес) за лучшую мужскую роль в фильме «От» (с каз. «Огонь»). Толепберген стал узнаваем среди российских кинозрителей после премьеры фильма «Снайпер 2. Тунгус» на Первом канале, где сыграл одну из главных ролей – снайпера Мишу Кононова (Тунгуса).
Мечта о режиссуре
– Толепберген, первый вопрос. Как вы себя сейчас больше ассоциируете – как костанайца или алматинца?
– Последнее время меня тянет на родину, в Костанай. Я очень мечтаю здесь снять кино. Я вижу себя как режиссера. В этом году принял участие в питчинге и прошел с короткометражным фильмом. Если кто-то из читателей не знает, питчинг – это защита проекта и подтверждение Минкультуры на государственное финансирование. Так вот я прошел питчинг и теперь должен буду снять короткий фильм. Пока ничего не буду говорить об этом. Всему свое время.
– Расскажите о ваших последних поездках, связанных с кино.
– Особенно поездок не было, в силу пандемии. Последней страной, куда меня приглашали, была Грузия, на фильм «Больше чем любовь». Это рабочее название, оно может измениться. В этом фильме также играли Фархат Абраимов (ныне покойный), Вахтанг Кикабидзе, Шарип Серик и я. Картина про дружбу грузина с казахом, они дают друг другу слово – в мирное время должны будут породниться. Это происходило во время войны. Потом уже потомки этих друзей обязуются выполнить эту просьбу. Картина должна выйти ближе к осени, режиссер Женис Туматаев.
И недавно вышел фильм «Брайтон 4» грузинского режиссера Левана Когуашвили, в котором я тоже сыграл эпизодическую роль.
Также перед пандемией снялся в Саха-якутском фильме «Дикий челлендж».
О чём не принято говорить
– Давайте поговорим о фильме, за который вы получили награды за лучшую мужскую роль на Asian World Film Festival в Лос-Анджелесе и РоссийскоБританском Сочинском международном кинофестивале.
– Картина называется «Огонь». Я привозил фильм в Костанай, и кинотеатр «Зодиак» провел один его показ. Спасибо им за это. Хотелось бы сказать большое спасибо Айжан Касымбековой – это режиссер фильма. Скажем так, ее очень отговаривали от моей кандидатуры. Не буду вдаваться в подробности по этому поводу. Так вот. Она сама пришла ко мне, чтобы все обсудить тет-а-тет. Я согласился и до сих пор имею огромное желание продолжать работу. Потому что режиссер неординарный, режиссер-художник.
Если говорить о персонаже, то он очень близок мне. Персонаж с нелегкой судьбой. Живя на съемной квартире в мегаполисе с женой, двумя дочерьми и отцом-пенсионером, этот человек вопреки всему продолжает бороться, не опускает руки. Работает курьером и возлагает большие надежды на дочь. В один момент узнает, что она в положении. К чему это приведет? К неожиданным последствиям... На сегодняшний день фильм очень актуален, потому что говорит о многом, о чем не принято у нас говорить. Это о нашем народе, который борется за жизнь. О людях, которые умеют улыбнуться, подбодрить в трудную минуту.
Январь
– Социальная драма «Паразиты» произвела фурор в мировом кинематографе 2019 года. В конце 2021-го опять же корейский сериал «Игра в кальмара» обсуждала вся планета. И вновь социальная драма. Данная тема все более востребована, в том числе и в нашей стране?
– Январские события показали, что запрос на социальную справедливость в нашем обществе высок. Социальные фильмы бывают разные. Необязательно к чему-то призывать людей. Достаточно показать реальность. Другое дело не все кинотеатры готовы принимать такую тематику.
– В казахстанском кинематографе есть цензура?
– Не знаю, как сейчас, но до январских событий цензура присутствовала. Лучше давайте перефразируем. Не цензурой уже называть, а деятельностью специального отдела, который смотрит на соответствие с реальностью, с этикой и моралью. Какой-то негатив, который может быть неправильно воспринят молодежью, несомненно, не пропустят. На телеканалах цензура, разумеется, есть. А в кино не особо давят, но тем не менее она присутствует. Совсем без этого тоже нельзя.
Где бы я снялся?
– Знакомы ли вы с режиссером Эмиром Байзагиным и смотрели ли вы его фильм «Уроки гармонии», награжденный в Германии на кинофестивале Berlinale «За выдающиеся художественные достижения»?
– Да, знаком лично и смотрел. Что я могу сказать? Это его личное «Я», его творческий взгляд на проблему криминала и молодежи. Проблему сложности взросления. Что-то, безусловно, понравилось, что-то не очень.
– На какой казахстанский фильм в таком случае вы бы пошли с удовольствием?
– «Жаным, ты не поверишь» режиссера Ернара Нургалиева. «Остров возрождения» Рустема Абдрашева. Его ранние фильмы мне очень нравятся. Если бы он что-то такое снял, было бы очень здорово. Пошел бы на фильм Айжан Касымбековой. Не потому, что я снимался в ее фильме. Нет. А потому, что я видел, с каким трепетом она относится к передаче сути фильма. Это вызывает уважение к творчеству.
– Награждение вас в Лос-Анджелесе за лучшую мужскую роль привлекло к вам много внимания. В картинах каких режиссеров вы хотели бы сыграть?
– У Рустема и Айжан бы снялся. У Сергея Дворцевого согласился бы сыграть, если бы он меня вновь пригласил. Сыграл бы у Джафара Панахи – иранского режиссера. Он снимает художественные фильмы с мастерством документалиста. С удовольствием сыграл бы в индийском кино. Болливуд сейчас на пике. В кыргызском и узбекском кино тоже интересные фильмы выходят.
16 сентября
– Что вы думаете о новом веянии в казахстанских YouТube сериалах, таких как очень популярный сейчас триллер «5:32»?
– Сценарий хорош. Это и заинтересовало режиссера и инвесторов. И главное – стилистика и подача были выбраны очень верно. Жесткий триллер, местами основанный на реальных событиях. Сериал хорошо зашел зрителям. Так же, как и «Сержан братан». Хотя фильмы криминальной тематики уже давно отшумели, создатели решились на такой шаг и не прогадали.
– В прошлом году прошел фестиваль мобильного кино. Мой давний знакомый Арман Маганбетов состоит в съемочной группе, снявшей ролик «4250». Он занял на фестивале первое место в жанре комедии. Они и сейчас снимают, участвуют в международных онлайн-фестивалях. По его словам, этот фестиваль воодушевил их и еще многих других молодых людей на творческую деятельность. А что сейчас с фестивалем?
– Могу только сказать, что сейчас крайне важно ухватиться за этот проект. В Казахстане Костанай единственный город, где проходит такой проект. Еще в Шымкенте активно развивается местный кинематограф, но не мобильный. Да, он миллионник, большой промышленный город. Но чем мы хуже? У нас очень творческая молодежь. Так почему бы не сделать акцент на фестивале мобильного кино в качестве вовлечения молодежи в общественную жизнь? У всех есть сотовые телефоны. Вообще, не понаслышке знаю, что глава региона открыт для творческих инициатив.
– Последний вопрос. Когда вы планируете привезти фильм «Огонь» для второго показа в Костанай?
– В планах – 16 сентября, в кинотеатр «Зодиак». Это будет закрытый показ по индивидуальным приглашениям.
Фото из инстаграм-аккаунта Т. БАЙСАКАЛОВА, с сайтов kazakhcinema.kz и emotions.ru.net