Мы – центральный хаб
Открыли маршрут еще в 2017 году. Время показало, что своевременно. Никто еще не знал ни о пандемии, ни об осложнении политической ситуации в Восточной Европе. Но уже тогда казахстанские власти понимали, что нужно, во-первых, использовать весь потенциал Каспийского моря, а во-вторых, искать связующее звено между Европой и Азией.Параллельно с Казахстаном свои проекты лелеяли Евросоюз, планировавший создать проект ТРАСЕКА (Европа – Кавказ – Азия), и среднеазиатские страны, мечтавшие запустить так называемый Лазуритовый коридор. Он должен был связать Афганистан, Туркменистан, Азербайджан и Турцию.
Особенность нашего Транскаспийского маршрута в том, что он объединил ведущие предприятия в сфере морских и железнодорожных перевозок стран-участниц. В ТМТМ, или, как его еще называют, Middle Corridor, вошли крупнейшие морские порты, железнодорожные и транспортные компании Казахстана, Азербайджана, Грузии, Китая, Турции, Румынии и Польши. Подключаются к сотрудничеству Иран, Таджикистан и другие. По мнению академика Сатыбалдина, ТМТМ особенно развился в условиях разрыва традиционных логистических цепочек. Казахстан стал центральным хабом на пути товарообмена между Западом и Востоком.
Обороты растут
Поначалу не обошлось без критики в адрес ТМТМ. Экономисты разных стран писали, что «двойная перевалка товаров с железнодорожного или автомобильного транспорта на морской делает его логистику более длительной и дорогой».Азимхан Сатыбалдин приводит следующую статистику: по итогам пяти месяцев 2022 года наблюдается увеличение объемов перевозок грузов через порты Актау и Курык в 2,5 раза, а оборота контейнеров – на 42%. Общий товарооборот с прикаспийскими странами вырос более чем на 9%. Теперь Казахстан как транспортный хаб региона должен обеспечить необходимую скорость продвижения этих грузов.
Согласно отчету АО «НК «КТЖ» по ТМТМ, в 2022 году ожидается рост контейнерных перевозок в два раза к уровню прошлого года – до 50 тысяч ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент). По прогнозным данным, в этом году объемы перевозок вырастут в шесть раз – до 3,2 миллиона тонн. За первые четыре месяца 2022 года объем перевозок грузов по маршруту ТМТМ составил 733 тысячи тонн, или свыше 5 тысяч вагонов и 10 тысяч контейнеров ДФЭ.
Одной из главных причин, побудивших Казахстан искать альтернативные логистические пути, было стремление во что бы то ни стало избежать санкций со стороны Запада. «Казахстан мог попасть в санкционный список наряду с Россией и Беларусью из-за участия в ЕАЭС, – считает академик Сатыбалдин.
– За короткий период была проделана огромная работа. Это время действия реальных кризис-менеджеров, сумевших сориентироваться в беспрецедентной экономической обстановке».
Поезд море переплыл
ТМТМ связал такие страны, торговля между которыми была немыслима даже во времена Великого шелкового пути.В мае этого года вышел первый блок-поезд из Китая (блокпоезд – это платформы с морскими контейнерами). Он проехал по территории Казахстана, переплыл Каспий, затем продолжил следовать через Азербайджан, Грузию и Европу. В итоге он прибыл в Финляндию.
В июне контейнерный поезд стал ходить регулярно, а места на него от различных транспортных компаний распродаются заблаговременно.
Конечно, издания Евросоюза сообщили о триумфе проекта ТРАСЕКА, но с документами не поспоришь. Соглашение о сотрудничестве подписали руководители АО «KTZ Express» (Казахстан) и Nurminen Logistics Services (Финляндия). В нем указано, что в рамках данного документа предполагается развитие контейнерных перевозок по маршруту Китай – Финляндия – Китай транзитом через территорию Казахстана и по Транскаспийскому международному транспортному маршруту.
В принципе, как бы ни назывался маршрут, ТРАСЕКА или ТМТМ, суть от этого не меняется. Остается главное: товар дорогу найдет.