Знаете, на что понадеялась жительница Костаная Наталья Ивановна, лишившаяся своих денег? (Фамилию просила не называть, говорит, стыдно). Ну не могут же ограбить ее посреди бела дня, если объявления фирмы развешаны на всех столбах!
Оплатим ваш кредит
У женщины, зарабатывающей свои кровные сразу на трех работах, два потребительских кредита в разных банках. Суммы не миллионные - триста с небольшим тысяч тенге. Платить их ей еще два года. И когда Наталье Ивановне попалось на глаза объявление (его раздавали на улице и печатали в рекламной газете), что некая фирма «Оплатим кредит» берется на определенных условиях помочь выплатить долговые обязательства перед банком, оно ее заинтересовало. Но как человек осторожный, она, прежде чем «завести отношения» с компанией, приходила в ее офис раз шесть. Девушка Анжела ей все объяснила. А молодой человек по имени Еркебулан на вопрос, какие они дают гарантии, рассказывает Наталья Ивановна, вытащил из кармана пиджака корочки, которые гласили, что их обладатель защищает права потребителей. «Какие гарантии вам еще нужны?» - спросил он.
Компания «Оплатим кредит» имеет небольшую приставку - РФ. В Казахстане следов этой компании, даже во всезнающем Интернете, не обнаружилось.
«Теперь сама не понимаю, - говорит женщина, - что меня заставляло туда возвращаться». В очередное посещение ее больше всего убедила посетительница, которая на ее глазах составила договор с фирмой. Суть такая. Человек приносит справку из банка о сумме долга, платит от нее наличными 29 процентов. Затем якобы за счет прибыли от внесенных денег фирма ежемесячно перечисляет банку платеж клиента. И Наталья Ивановна подписала так называемый договор софинансирования с компанией «Инвест Капитал Групп», отдала 135 тысяч тенге и стала ждать третьего декабря - даты погашения фирмой ее кредита. Пошла в банк - никаких денег не поступало. Помчалась в офис компании, там - один Еркебулан.
- А Клавдии нет.
- Как Клавдии, ведь она Анжела?!
8 декабря Наталья Ивановна сама заплатила банку, причем и за просрочку. А 12-го отправилась по знакомому адресу. На месте Анжелы-Клавдии сидела другая девушка. Женщина вызвала полицию. Оттуда приехали, расспросили Еркебулана.
- Я простой менеджер, денег не брал, про фирму ничего не знаю...
Поехали в УВД. На телефон Натальи Ивановны позвонила «Анжела»: «Сейчас приеду...»
Приехала.
- Ты же Анжела была...
- Я - Клавдия Заяц. Сирота, с дедушкой и бабушкой живу... Мое руководство сказало, чтобы я брала деньги под чужую фамилию. А потом приезжали, бывало, что и ночью, деньги забирали...
В договоре действительно стоит другая фамилия - А. Вельданова.
Что дальше? Довольно предсказуемо. Были частые визиты в полицию, ответы - ждите, решение получите по почте. Прошло больше месяца. 24 января Наталья Ивановна снова пошла в УВД. С трудом добилась, чтобы ее проводили к следователю Г. Конспаевой. Та распечатала ей свое постановление об отказе в возбуждении уголовного дела. Оказывается, оно было вынесено на третий день, как женщина подала заявление о мошенничестве. Постановление следователя - это образчик, мягко говоря, абсурдности в квадрате! «Согласно требованиям заместителя министра генерал-майора финансовой полиции Кененбаева Е., по обращению граждан, имеющих явные признаки гражданско-правовых отношений, уголовные дела не возбуждать, - пишет Г. Конспаева. - ...В случаях завуалирования мошенничества под гражданско-правовые отношения решения о возбуждении уголовного дела принимать после решения судов о признании этих сделок недействительными, мнимыми, притворными». Во-первых, при чем здесь финансовая полиция, которая к тому же еще в конце прошлого года была реорганизована? Во-вторых, Клавдия Заяц, подписывавшая договоры без печати, под чужой фамилией и бравшая деньги - это гражданско-правовые отношения?
Адвокат, к которому обратилась Наталья Ивановна, так и сказал:
- В суде такое не примут, надо писать заявление в областную прокуратуру...
Написали. Ответ женщина получила, по крайней мере, обнадеживающий - ваше дело отправлено на доследование.
«Давайте спасать ваши деньги»
А это уже совершенно другая история. Правда, не далеко отстоящая от первой. Юрий Владимирович тоже увидел объявление в газете: компания «ТелеТрейд» в связи с расширением принимает на работу... И отправился в бизнес-центр, где эта компания снимает офис. Выяснилось, что обучают здесь всему. «Мне, - рассказывает Юрий Владимирович, - сказали, что буду работать их менеджером. Но сначала надо научиться».
Шесть занятий, обучение бесплатное, консультант – высокий парень Артем Васильевич. А потом началось то, что теперь мужчине кажется невероятным. Сначала он почему-то признался, что у него в банке лежат деньги на черный день. Потом все и началось.
- Меня обрабатывали в течение трех недель: вы теряете проценты, давайте спасать ваши деньги! Так под напором вместе с Артемом и пошел в банк. Там мне задавали вопросы, отвечал на них Артем. Держался уверенно, так что подумалось: не могут же средь бела дня обмануть.
В итоге в последние дни декабря прошлого года Юрий Владимирович снял со счета в два захода семь с половиной миллионов тенге, все, что у него было за душой, и отдал, по его словам, лично в руки руководителю Костанайского филиала Ивану Сергеевичу.
- Мне сказали, вообще-то, они работают по безналичному расчету, но, поскольку так сложились обстоятельства, на мой счет в европейском банке они перекинут деньги из резерва компании. А потом зачтется. По компьютеру (его, кстати, Юрий Владимирович тоже покупал при личном участии Артема) я видел, что первый миллион на счете в моем личном кабинете появился и уже есть проценты. Снял, опять же под напором, остальные деньги. Насторожило меня только одно - номер моего счета, который указан в моем договоре, и тот, что записал на листочке для Артема его начальник, были разные.
Личный компьютер Юрия Владимировича первое время находился в офисе компании. И всякий раз, говорит он, ему открывали доступ к его личному кабинету и показывали, что все идет благополучно.
- Но 5 января Артем стал заметно нервничать. Сказал: забирайте ваш компьютер, у нас слабый Интернет. И тут я заметил: общая сумма на моем счете уменьшилась. Артем сказал: «Ничего страшного». Я забрал компьютер домой. А денег на моем счету все меньше. Шестого января исчезли все. Как так, ведь я не подписывался на то, чтобы играть на бирже, меня уговорили положить деньги под проценты, и все... Мне говорили, что я в любой момент могу снять свои деньги с помощью карточки. Я проверил, на ней нет ничего!
Понятно, что мужчина был в шоке. Отправился в «ТелеТрейд», по дороге решил проконсультироваться в полиции. Там его обращение зарегистрировали. Когда об этом стало известно Артему, говорит Юрий Владимирович, он сказал, что раз так, то теперь сами все решайте.
- Теперь полиция молчит, «ТелеТрейд» не отвечает на звонки.
Проверено на себе
Самое правильное, чтобы понять, с чем и кем имеешь дело, это взглянуть на все собственными глазами. Например, под видом рядового клиента.
Наталья Ивановна, несмотря на то что прежние ее попытки дозвониться были безуспешными, прямо из редакции набрала номер телефона Клавдии Заяц. Та неожиданно ответила, но сообщила только одно - сотовый телефон некоего Дмитрия в России. Ведь компания «Оплатим кредит» ООО «Инвест Менеджмент Групп» имеет небольшую приставку - РФ. И юридический адрес на бумаге, называемой договором, - Москва, Большая Грузинская... В Казахстане же следов этой компании, даже во всезнающем Интернете, не обнаружилось. Оставался Еркебулан. Он отозвался по телефону. Не очень внятно сказал что-то про ликвидацию «Оплатим кредит», намекнул, что он занимается подобными проблемами. Но адрес офиса, куда можно было бы приехать и подробно поговорить, не назвал.
В «ТелеТрейд» (как сообщается в Интернете, филиал некоей американской компании, мировой брокер) мы пошли вместе с адвокатом Юрия Владимировича Виктором Овсянниковым. Он, кстати, имеет большой опыт следственной работы. Встретил нас очень любезно тот же самый Артем Васильевич. Тут же сообщил, что их филиал (головной представитель находится в Алматы) помогает обратившимся к ним людям работать на финансовом рынке. Очень быстро разговор подошел к тому, что можно открыть торговый счет в брокерской компании через Интернет, что надо начинать с не менее чем двух тысяч долларов. Деньги, естественно, в валюте, перечисляются в европейский банк, прибыль может доходить до 80 процентов. Никаких налогов.
- У вас проблем никогда ни с кем не будет, - заверил Артем Васильевич. - Надо заключить договор с трейдером, он будет вашими деньгами распоряжаться, и он же вернет их, если проиграет. Были в Казахстане два случая, когда человек деньги проиграл, но это не в Костанае. У нас уже семь тысяч клиентов. Мы будем вас ждать.
- Я - журналист, - сказала я.
- У нас все учатся. И вы научитесь.
Да, подытожил адвокат Овсянников, когда мы вышли из офиса «ТелеТрейда», ничего из того, что нам сейчас рассказали, не соответствует реальности. И показал договор Юрия Владимировича. Пункт 94 там, например, гласил: «Клиент осведомлен о том, что Компания не принимает наличные деньги». И тому, что договор заключается с конкретным брокером - никакого подтверждения. Под этим самым договором - ни печати, ни подписи. Ни-ка-кой. Просто два штампа, на которых можно прочесть «ТелеТрейд».
Кому это интересно?
Редакция сделала официальный запрос в ДВД области, чтобы прежде всего выяснить, есть ли в полиции другие заявления на «ТелеТрейд» и «Оплатим кредит РФ». Как следует из ответа, ни одного, кроме как от наших героев.
При этом пресс-служба сообщила, что досудебным расследованием уголовного дела, которое возбуждено по заявлению Юрия Владимировича, занимается следственное отделение УВД Костаная. Хорошо бы не следователь Конспаева, для которой ориентир не закон, а требование какого-то генерала финполиции. Впрочем, должно же кого-то всерьез заинтересовать, на каком основании у нас работают филиалы американских и российских финансовых организаций, которые так ловко находят себе доверчивых клиентов.