Костанаец нашел могилу деда, который погиб во время Великой Отечественной войны на территории, не принадлежащей ни одной стране, – меж двух границ. Там, где когда-то снимали фильм «А зори здесь тихие».
Зов предков
Так определил Ринат КАРСУЛТАНОВ свои ощущения, когда появилась ниточка в далекое прошлое: «Я родом из ВосточноКазахстанской области. Из села Привольного Уланского района. Сейчас костанаец, здесь живу и работаю. Но тот самый, как говорят, зов предков чувствовал все эти годы. Мы всей семьей искали родного брата моего деда, который единственный из нашего рода участвовал в Великой Отечественной войне, но так и не вернулся с фронта...».Это Зулкарам Карсултанов (на фото). Уже почти 80 лет прошло с того момента, как прервалась его связь с родными. Он ушел на войну в 1942 году, когда ему было всего 22 года. Призвали его на Ново-Шульбинский РВК Семипалатинской области Казахской ССР. В воинском звании сержанта воевал в составе 1046-го стрелкового полка 289-й стрелковой дивизии. Сохранилась лишь одна его фотография, которую он прислал с фронта. А с 1944-го тишина. Родственники солдата так ничего узнать и не могли, сколько бы ни обращались во всевозможные инстанции – военкоматы, архивы, министерства.
Сигнал
Просвет появился в 2008 году. Стали рассекречивать данные о погибших во время войны, хранившиеся в Подольских архивах Минобороны еще СССР. И сразу в военной карточке, которую выложили архивисты, были указаны два приказа на награждение. Оба с Карельского фронта: «...Медалью «За боевые заслуги» наградить командира отделения 1 пулеметной роты сержанта Корсультанова Зулькарама (ошибки в то время в написании имен и фамилий бойцов были нередки. – Прим. авт.), за то, что, действуя в составе разведгруппы в ночь с 21 на 22 сентября 1943 года по захвату контрольного пленного, бесшумно подкрался к входу в финскую землянку и при одновременности действия всей группы через открывшуюся дверь бросанием противотанковых гранат, уничтожил гарнизон численностью более 20 белофиннов. При этом лично уничтожил шесть белофиннов и за то, что при обратном движении группы в свою оборону вытащил раненого белофинна, несмотря на полученное ранение».Второй приказ был датирован 8 июля 1944 года: «...От имени Президиума Верховного Совета Союза ССР наградить медалью «За отвагу» командира отделения взвода пешей разведки сержанта Корсультанова Зулькарама. За смелость и мужество, проявленные во время разведпотока по захвату пленного. И за то, что 21 июня 1944 года во время преследования противника им уничтожено восемь белофиннов, захвачено две винтовки».
Для потомков героя это стало сигналом – выяснить, что произошло с Зулкарам ата и где его могила, необходимо.
Неравнодушные люди
«Помню с детства, что портрет дедушки Зулкарама висел на стене в нашем доме, – говорит Ринат Асхатович. – Мы часто спрашивали о нем, родные рассказывали, каким он был хорошим человеком, что он единственный, кто воевал в той войне. Но так и неизвестно, что с ним произошло».Первые данные из рассекреченных стали только началом. Лишь через десять лет, в 2018 году, двоюродный брат Рината нашел на сайте «Память народа» новые данные о пропавшем солдате.
В Республику Карелия из Казахстана в те годы был отправлен не один запрос. Благо там же Карсултановы нашли и своих родственников: «У моего родного брата жена-татарка. И у нее в Карелии живет брат мамы, дядя. А родня всегда поможет. Конечно, мы в тот момент очень обрадовались, что появилась информация о воевавшем дедушке. Но в Интернете место его захоронения не было указано. Лишь направление – один из последних боев был около деревни Куолисмаа».
В итоге через поисковиков, местные военкоматы и благодаря помощи просто неравнодушных к истории людей дистанционно выяснили, что его могила находится на нейтральной территории между двух государств – России и Финляндии. За такими братскими могилами никто особо не ухаживает. Просто доступа к ним нет. Но родные солдата решили не останавливаться, выехать на место. Пандемия отодвинула сроки поездки.
Войны было много...
Недавно они рискнули выехать в те места. И возможными, да и невозможными способами, но попасть на могилу деда. «Я по цепочке, от человека к человеку, вышел на волонтеров, – рассказал Ринат. – Те объяснили все тонкости – как возможно все-таки пройти по военным тропам, при этом не нарушая ничьи законы о госграницах. Ни финские, ни российские».Нейтральная территория – определение, которое уже говорит о многом: без дорог и указателей, все заросшее, не тронуты ничем и никем лесные массивы, болота. Натурные съемки знаменитого фильма «А зори здесь тихие» делали именно в тех краях. Карсултановы еще на машине проезжали через те самые водопады, где героиня Ольги Остроумовой, чтобы отвлечь фашистов, изображала вместе с подругами дровосеков. И где они погибли, но победили. Туристов в те места еще можно приводить в свободном доступе. Дальше – только с пограничником и официальным разрешением командира погранслужбы. В своем роде виза на посещение пограничной зоны. Ее оформляли несколько месяцев.
Карсултановы вышли на местного следопыта Мику, он из финнов. Оказалось, тот тоже не из простых людей, участвовал в военных операциях в Чечне. А поисками могил времен Великой Отечественной занимается не первый год по зову сердца, безо всяких меркантильных интересов. Он и подтвердил, что среди похороненных в братской могиле на нейтральной территории есть имя Зулкарама. Официальные источники (читай – архивы) подтвердили: имя командира Карсултанова есть в списке погибших и похороненных солдат в тех болотах, которые находятся между границами.
Костанай – Челябинск – Санкт-Петербург – Карелия и еще 300 километров до братской могилы. Где-то еще щебенка, а где-то и полное бездорожье. Добирались до места долго: 20 километров за два (!) часа. «Окопы мы встречали на каждом шагу, – вспоминает Ринат, – видно, что войны было много. Всюду болото. Когда пришли на место, увидели большую поляну, которая была окружена белоствольными березами, как большим ограждением по кругу. Повсюду сильный ветер, а там тишина. В центре старый постамент из бетона, старенькая звезда над ним и большой список солдат... Среди них наш ата...».
На табличке тридцать фамилий мужчин разных национальностей, 1899-1927 годов рождения, дата гибели – июль-август 1944 года, бойцы и командиры 289-й стрелковой дивизии. Напротив имени нашего земляка – 1920-29.07.44. Всего 24 года... Лет пять назад тот самый следопыт сделал эту табличку, собрав в архивах данные. Это были госпитальные захоронения. То есть могилы тех солдат, кого с поля боя вынесли еще живыми, но спасти их было уже невозможно.
P.S. «Мы привезли с собой землю с Родины, где он родился. Завязали белый платок на красной звезде, как у нас положено. Прочитали Коран. Это было до слез волнительное событие для всех нас. Мы нашли нашего деда. Выполнили свой долг. На душе стало светло».