Все чаще костанайские врачи проводят нейрохирургические операции. О перспективах и значении службы для региона беседуем с главным врачом областной детской больницы Улыкбеком АСИЛБЕКОВЫМ.
– Улыкбек Егенович, большую часть операций проводили вы лично. Можно сказать, что развитие нейрохирургической службы началось с вашим приходом в областную детскую больницу?
– Больница работает более тридцати лет – с 1988 года. Специализированного нейрохирургического отделения не было, но профилирующие койки имелись в отделении травматологии. Конечно, большие операции не проводили, но делали нейротравматологические – при черепно-мозговых травмах, которые получают дети при падении, ДТП. Время от времени выполняли операции при пороках развития, так называемых спинно-мозговых грыжах.
Мой приход в больницу в 2019 году внес определенную лепту. Тогда мы впервые провели несколько операций при нейроонкологии (это опухолевые процессы головного и спинного мозга). Также внедрили операции при пороках развития – краниостеозе (ранее срастание швов черепа), который приводит к косметическим дефектам и нарушениям функций головного мозга. Череп должен расти до 25 лет.
Широко стали применять различные виды операций при водянке головного мозга, или гидроцефалии. Выполняем все операции при пороках развития спинно-мозговых грыж, независимо от категории сложности.
– Насколько такие операции сложны для маленьких пациентов?
– В целом все нейрохирургические операции относятся к категории сложных, так как их проводят с эндотрахиальным наркозом. То есть ребенок интубируется полностью. Организм вводят в так называемую искусственную кому. Отключается головной мозг, дыхательная система. За ребенка во время операции дышит аппарат искусственной вентиляции легких.
– Такие операции, выходит, требуют высокого профессионализма врачей. Подготовили специалистов?
– Конечно. У нас два нейрохирурга – я и Даулет Кубей, который ранее оперировал взрослых. В 2019 году прошел переобучение. Почти полгода был на переподготовке по детским травмам и нейрохирургии.
– Какие операции считаете гордостью костанайской нейрохирургии?
– Для меня это операции, которые мы выполнили детям с нейроонкологической патологией головного и спинного мозга. Особая категория – недоношенные, родившиеся на сроке 26-30 недель, весом до одногополутора килограммов. Часто они страдают от внутрижелудочковых кровоизлияний разной степени. Иногда с прорывом в вещество мозга. Это дает осложнения в виде геморрагической вторичной гидроцефалии. Нужно спасать – оперировать, выхаживать. И мы это делаем.
– В планах укреплять и расширять нейрохирургическую службу?
– Безусловно. Будем дальше внедрять передовые технологии. Сложные операции требуют определенного оснащения, специального оборудования. Нам нужно приобрести нейрохирургический микроскоп, эндоскоп, инструментарий, специальные операционные столы, приспособленные для нейрохирургических операций.
В мире хорошо развивается эндоскопическая эндонейрохирургия. Такая помощь внедряется и при эпилепсии. Но для этого нужно подготовить нейрофизиологов, эпилептологов. Требуется больше неврологов. Потому что в операционной должна работать мультидисциплинарная команда.
Будем надеяться, что областное управление здравоохранения и областной акимат помогут нейрохирургической службе не стоять на месте. А мы будем внедрять новые технологии, чтобы дети Костанайской области получали спецмедпомощь дома.