События последней декады сентября в Казахстане можно условно разделить на две части – внутренние преобразования и мировая арена.
Будем строить, будем жить
Итак, столице республики вернули прежнее название – Астана. Судя по многочисленным опросам нельзя сказать, что народ, а именно на его мнение ссылаются власти, встретил это событие восторженно. Большинство были скорее не против, чем активно «за». По крайней мере при переименовании столицы в Нур-Султан гневных голосов было больше. Причина безразличия теперь? Когда бросаются из края в край без особых видимых или неозвученных причин, аплодировать трудно.
Самым важным событием последних дней стало объявление о досрочных президентских выборах, которые должны пройти 20 ноября. Это было инициативой главы государства. Но прежде чем это произойдет, надо было принять очередные поправки в Конституцию страны. Они касались срока президентства в Казахстане: только один раз на семь лет. Это тоже была инициатива Касым-Жомарта Токаева.
Надо сказать, что в истории суверенного Казахстана семилетний срок президентского правления уже был. Но недолго – снова перешли на пятилетний. Обратим внимание на другое: и тогда, и теперь депутаты Парламента приняли решение единогласно. Казахстанцы не услышали на этот счет серьезных дискуссий.
Объясниться с народом счел нужным сам глава государства. На сайте Акорды опубликовано обращение, в котором он подробно пересказал суть политических изменений в стране. Это более четкое перераспределение функций между ветвями власти, где есть сильный президент, влиятельный Парламент и подотчетное правительство.
Токаев сделал вывод, что казахстанское общество понимает и воспринимает суть перемен. Поэтому настало время избирательного цикла. Сначала выборы президента, в будущем году – Парламента. А поправки в Конституцию были нужны именно сейчас, чтобы начать играть по новым правилам.
То есть будущий новый президент будет избран один раз на семь лет. И формирование нижней палаты Парламента – Мажилис – будет проходить не только по партийным спискам, но и по округам. А вот когда избирательный цикл завершится, все силы бросят на развитие экономики и социальные программы.
Что ж, вполне понятно и логично. Тем более что все подробно глава государства обещал рассказать в своей предвыборной платформе.
Пока не поздно
Касым-Жомарт Токаев ежегодно, как Президент Казахстана, выступает на сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Не стала исключением и нынешняя, 77-я, которая на прошлой неделе проходила в Нью-Йорке.
О чем говорил наш Президент? Прежде всего о том, что мир вступил в новый период растущей геополитической конфронтации. И что эту ситуацию, пока не поздно, надо менять.
– Давно сложившаяся международная система, зиждущаяся на порядке и ответственности, сдает позиции перед хаосом и непредсказуемостью, – отметил глава государства.
По мнению Токаева, появились проблемы, связанные с созданием искусственных барьеров и экономической изолированностью. По его словам, экономические и политические санкции стали «новой нормой», разрушающей цепочки поставок, которые обеспечивают продовольственную безопасность, тем самым создавая угрозу для миллионов людей.
– Мы не имеем права позволить себе нерешительность или узость интересов, которые могут подорвать наше общее наследие и наше общее благо, – таков был главный посыл речи. По словам Президента Казахстана, страна будет сотрудничать со всеми, кто поддерживает такую позицию, и предложил создать в Алматы региональный центр ООН по целям устойчивого развития в Центральной Азии и Афганистане.
Токаев напомнил также о выдвинутой им инициативе по созданию международного агентства по биологической безопасности. Услышат ли Казахстан? Надо заметить, что, по мнению российских и западных аналитиков, Европа и США в последнее время благоволят к нашей стране, их представители зачастили в Казахстан. Объясняется просто: им хочется усилить свое ускользающее влияние на Центральную Азию, ставшую слишком самостоятельной.