События последних лет показывают, как сильны казахстанцы единством, взаимовыручкой, крепким плечом. Громкие слова? Но что бы мы делали без волонтеров в пандемию? Во время пожаров в Аулиекольском районе? Именно добровольцы протягивают руку помощи нуждающимся, не прося платы взамен.
Июль 2020-го. Больным коронавирусом нужен кислород. 70-килограммовые баллоны разгружали волонтеры, спасая жизни.
Мы уже привыкли
Опрос волонтеров (добровольцев), беседы с экспертами в течение последних недель позволили сделать вывод: волонтеры – это люди, которые готовы безвозмездно, в силу своих возможностей, помочь ближнему. Речь не об определении из «Википедии». Такова существующая практика.Помощь бывает разная: физическая – вскопать огород, интеллектуальная – юридические консультации, материальная – одеждой, продуктами и психологическая – словом, участием. Вас могут просто подержать за руку в трудную минуту или помогут найти пропавшего ребенка.
Многие из нас уже привыкли, что если волонтеры подключаются, то они могут не просто принести/подать, а организовать процесс, стать партнерами госорганам в разрешении какой-либо ситуации. Яркие тому примеры – поиски людей, когда полицейские и добровольцы работают в тесной связке.
Обратная сторона
Сегодня волонтерство приобретает специализацию: сбор вещей нуждающимся, забота о бездомных животных, консультации разного характера. Вот только опыт последних двух лет показал, что у этой медали есть обратная сторона. И она касается именно самих волонтеров, защиты их жизни, здоровья и прав. Вернее, отсутствия всего этого. Волонтеры в личных беседах признаются, что порой сталкиваются с хамством, грубостью со стороны тех, кому они пришли помочь.Некрасивая ситуация произошла в Аулиекольском районе в один из сентябрьских дней, когда прибыла фура с гуманитарной помощью пострадавшим от пожара. В тот день разгружать машину приехали студенты костанайских колледжей – волонтеры ОО «Ритм». Многим нет и 18 лет. Эти дети чувствовали, что могут реально помочь. По силам. Каким же был шок, когда их отпихнули от фуры, а от некоторых местных жителей прозвучало: «Вы воруете». Такое отношение наверняка отбило у некоторых ребят желание быть добровольцем.
За спасибо?
Единое мнение всех руководителей, что работают с волонтерами, да и самих добровольцев – за такой труд нельзя платить деньгами. Ведь вся соль и суть движения добровольцев в безвозмездности. Хотя сегодня реалии таковы, что без компенсации хотя бы части затрат не обойтись.У крупных общественных организаций есть практика компенсации затрат на проезд и связь. Глава областного филиала общества «Красного Полумесяца Казахстана» Кенжегуль Алтынбаева сказала, что у них это привычная практика. Потому что именно так они могут хотя бы минимально обеспечить безопасность добровольца. У городских организаций и инициативных групп такой защиты часто нет.
Август 2022-го. Одна из последних поисковых операций. Они, увы, не всегда успешны
– Несколько лет назад мы стали привлекать к волонтерским проектам воспитанников детских домов, – рассказала глава ОФ «Гражданский альянс Костанайской области «ГрИн» Динара Утебаева. – Но спустя какое-то время их число стало уменьшаться. Мы провели опрос и выяснили, что встал вопрос передвижения по городу.Тогда общественники предложили ввести проездные билеты для волонтеров. Но первое же обсуждение показало, что это может привести лишь к большим проблемам и появлению мошеннических схем или лже-волонтеров. Если детализировать, то волонтеры часто помогают несколько недель в году, стихийные – несколько дней в году. Но ведь на работу многие ездят каждый день. И как доказать, что именно сейчас ты волонтер?
В мировой практике волонтеры получают плату нематериальную. И нередко это чувство собственной полезности и нужности.
На учёт
– В период пандемии мы столкнулись с тем, что волонтеры были задействованы на вредных и опасных производствах, получали травмы, – отметила депутат Мажилиса Парламента РК Екатерина Смышляева. – Поэтому необходимо охранять труд добровольцев. Сейчас обсуждается вопрос социального страхования и усиления требований к условиям работы волонтеров. Для первого также нужно определить источник оплаты страховки. Очевидно, что общественные объединения такой финансовой возможности не имеют и, скорее всего, речь о работодателе.Это одна из причин, по которой предложение пока остается предложением. И каждая организация вправе решать самостоятельно, страховать своего добровольца или нет. Чаще нет, потому что страхование жизни в Казахстане вообще непопулярно среди населения. Вот только стоит учитывать и то, что страхование жизни и здоровья волонтеров повлечет за собой необходимость их регистрации или учета. Но как понять, что перед тобой в данный момент действительно волонтер? Как оценивать вклад волонтера, как определять продолжительность его страховки? Это острые и болезненные вопросы.
В период пандемии иметь волонтерскую книжку было выгодно, потому что это давало возможность передвигаться по закрытому городу. Именно по этой причине желающих было много. Когда позже люди узнавали, что справки о свободном передвижении по населенному пункту не выдадут, отсеивались. Не все. Но развозящих в те дни лекарства полиция наверняка знала в лицо. Не так много было добровольцев.
Аналогичная картина нарисовалась после объявления о том, что студентам за волонтерскую работу будут засчитывать кредиты. Тогда тоже появилось много желающих подобровольничать. Но закончились кредиты и вместе с ними поток людей.
Сентябрь 2022-го. Добровольцы начали работу в Аманкарагае еще до того, как пожар потушили. Маска – единственная защита от полного гари воздуха.
Тихая доброта
Практика показывает, что волонтеры часто молчат о своей работе. Это обычные люди, которые готовы прийти на помощь по велению сердца, потому что конкретная проблема тронула. И они так же, как и другие, имеют семьи и детей, проблемы на работе. Но если попытаться привнести в работу волонтера порядок и учет, то это может разрушить саму суть движения. Так считают многие добровольцы.В качестве примера можно привести успешное сотрудничество наших волонтеров с ЦОНами области. В прошлом году специалисты центров обслуживания обучили около 20 волонтеров, чтобы те помогали консультировать граждан в получении услуг. Руководитель управления HR и СМК филиала НАО «ГК «Правительство для граждан» по Костанайской области Зухра Султангазина отметила, что их помощь важна и актуальна, если речь идет о пожилых людях. Ведь некоторым нужно уделять немного больше времени, а очередь не ждет. В таких случаях требуются волонтеры, которые сопровождают людей, помогают им собрать нужный пакет документов. Проект посчитали удачным. Некоторым волонтерам даже предложили работу консультантов. Но люди отказались. Помогли, внесли посильный вклад и ушли. В этом году практику продолжат, в одном из ЦОНов уже начали подготовку новой команды добровольцев.
И эта работа при правильной расстановке приоритетов всегда полезна всем участникам: нуждающийся получает помощь здесь и сейчас, организация – нужные руки и мозги, а волонтер – опыт, знания, знакомства и, конечно, плюс сто очков в карму.
Фото из архивов Константина ВИШНИЧЕНКО и Сергея МИРОНОВА