Переломный в мировой истории. Таким был сентябрь 2022-го.
«Переломный момент: трансформационные решения взаимосвязанных проблем». Под таким девизом планировали провести 77-ю сессию Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. В отличие от двух предыдущих лет она проходила очно. Что получилось?
Незадолго до этого Франция, которая в сентябре председательствовала в Совете Безопасности ООН, предложила провести сразу два заседания в связи с ситуацией в Украине. Заметим, что в этом году Совет Безопасности провел уже 21 заседание именно по Украине.
Обращаясь к членам Совбеза, Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш выразил глубокое сожаление, что в украинском кризисе нет никаких признаков прекращения боевых действий. Согласно Уставу ООН, Совет Безопасности несет «главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности». Вместе с тем он так и не смог предпринять никаких значимых действий в отношении Украины, поскольку Россия является его постоянным членом, обладающим правом вето, наряду с США, Францией, Великобританией и Китаем.
Владимир Зеленский неоднократно требовал лишить Россию права вето в Совете Безопасности ООН, пока она ведет войну. И вот с высокой трибуны ООН президент Европейского Совета Шарль Мишель заявил, что следует вообще приостановить российское членство в самом влиятельном международном органе. Президент США Джо Байден на удивление не поддержал такое радикальное предложение. Ему оказалась ближе идея представителей Франции, ФРГ и Японии о расширении состава Совета Безопасности. Европейские политики прямо заявили, что реформа необходима «из-за действий России на Украине». Эксперты не преминули заметить, что главная цель – ограничить влияние Москвы в ООН.
Действительно, всем очевидно, что ООН пребывает в глубоком кризисе, и сама идея расширить представительство стран, в том числе постоянных членов Совета Безопасности, вполне вызрела. Весь вопрос в том, кто займет это место – западные союзники США (та же Германия) или страны Азии (Индия) и Латинской Америки (Бразилия). Пока же, контролируя секретариат ООН и ее штаб-квартиру в Нью-Йорке, администрация США пытается проталкивать свои решения.
Глава российского МИД Сергей Лавров в своем выступлении обвинил коллективный Запад, который, поставляя оружие, по сути, стал стороной украинского конфликта и старается максимально затянуть боевые действия, чтобы «истощить и ослабить Россию».
Камнем преткновения на сессии Генассамблеи ООН стал вопрос о проведении референдума о присоединении к России ряда украинских областей. США, страны Евросоюза и НАТО однозначно заявили, что это посягательство России на принципы суверенитета и территориальной целостности Украины. Москва смотрит на это иначе. Там уже заявляют, что попытки Украины вернуть оккупированные территории после проведения референдумов будут расцениваться как атаки на Россию. И что для защиты «могут быть использованы не только мобилизационные возможности, но и любое российское оружие, включая стратегическое ядерное оружие на новых принципах». Становится не по себе от таких «радужных перспектив» всеобщего апокалипсиса цвета атомного гриба.
А что же предпринимает коллективный Запад? В академической среде складывается убеждение, что западные страны витиевато будут стремиться «с одной стороны, не допустить полного поражения (уничтожения) Украины, с другой – избежать такой ситуации, когда Россия почувствовала бы себя загнанной в угол». В целом вывод напрашивается такой: украинский народ стал жертвой геополитических игр ведущих мировых держав. И «красная черта» уже совсем близко.
Дмитрий ЛЕГКИЙ, доктор исторических наук, профессор КРУ им. Байтурсынова