Корни таджикско-кыргызских территориальных споров уходят в глубь веков. Искать причины противостояния следует в истории. Так считает ассоциированный профессор КРУ им. А.Байтурсынова кандидат исторических наук Айбек ШАЛГИМБЕКОВ.
Благодатная земля
– Айбек Батырханович, таджикско-кыргызские споры всегда вызывают как минимум недоумение. Обе страны – участники СНГ, вековые соседи. Что не поделят?
– Если заглянуть глубоко в историю, то можно увидеть, что нынешние спорные территории всегда были объектом интереса самых различных государств. Являясь пунктом Великого шелкового пути, эта земля привлекала всех: от персов и македонян до тюргешей и караханидов.
Дело в том, что на стыке древней истории и Средневековья там не было никакого национального размежевания. Так, еще тюркский филолог Махмуд аль-Кашгари говорил: нет такого согдийца, который не говорил бы на тюркском языке. Тюрки являлись кочевникамискотоводами, ираноязычные согдийцы – оседлыми земледельцами, но это был взаимовыгодный симбиоз, обеспечивавший мирное сосуществование. Тюрки и согдийцы особо не делились и в эпоху Могулистана в XIV-XV веках.
Первые территориальные размежевания приходятся на период продвижения на восток Российской империи. Началась борьба за крупнейшие города Азии: Хорезм, Бухару, Хиву. Во второй половине XIX века начались туркестанские походы генералов Скобелева, Перовского и других. Под протекторат России перешел Бухарский эмират, утратили независимость Кокандское и Хивинское ханства, были завоеваны Ташкент, Самарканд, Коканд. Реформы Александра II привели к появлению Туркестанской области, в 1886 году получившей название Туркестанского края с центром в Ташкенте. В край вошли не только нынешние земли Узбекистана, Таджикистана, Кыргызстана, Туркменистана, но и юг нашей страны.
Анклав на анклаве
– И тогда особых этнических конфликтов в Средней Азии не было?
– Не было, потому что все народы проживали на своих исторических землях. Царское правительство создало уездные, волостные правления, на местах, в кишлаках власть осуществлялась при участии местных аксакалов. Все изменилось с приходом Советской власти. Большевики делили Среднюю Азию, особо не задумываясь об историческом праве тех или иных народов.
Если мы посмотрим на южные границы Узбекистана и Казахстана, то они словно прочерчены с помощью линейки. То же было и в других республиках. Государственные границы проходили, образно говоря, прямо по огородам. Посмотрите на карту, на очертания территорий Кыргызстана, Таджикистана и Узбекистана. Они вклиниваются друг в друга, образуя при этом маленькие анклавы. У Таджикистана три анклава: Ворух и Калача внутри Кыргызстана и Сарвак, окруженный узбекскими землями. Кыргызский анклав Барак находится в Узбекистане.
– При этом границы не были толком согласованы...
– В первые же годы Советской власти начались связанные с этим споры. Где-то поругались из-за земли, где-то из-за воды. Стихли они только при Сталине. Но вновь вспыхнули после распада СССР. Спорный регион имеет высокую плотность населения, он глубоко полиэтничен, но должного внимания правильной демаркации и делимитизации границ в начале 90-х не уделили. И последствия этой халатности аукаются до сих пор.
Что делать?
– Какой выход из этой ситуации?
– Еще до встречи лидеров стран Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) Президент Касым-Жомарт Токаев предложил создать диалоговую площадку для выработки подходов к делимитации границ государств Центральной Азии. Надеюсь, что к этому совету прислушаются руководители в первую очередь Таджикистана и Кыргызстана. Потому что дошло уже до абсурда: в Самарканде проходило заседание ШОС, а на границе Ошской области в этот момент были слышны выстрелы.
Нерешенность данного вопроса – это как хворост, который вспыхивает от любой искры. Любое ухудшение экономической или социальной обстановки в приграничных областях выливается в недовольство. Не разобравшись, в первую очередь начинают валить на соседей.
Дошло уже не только до дележки земель, а до споров, какому народу принадлежат видные ученые, исторические правители, даже космонавты. Если в горячке кыргызы остановят Токтогульскую ГЭС, а таджики Вахшскую, то это приведет к энергетическому кризису в обеих республиках, инфраструктура которых связана еще с советских времен. Поэтому выход один – садиться за стол переговоров, идти друг другу на уступки, учитывать при демаркации границ интересы простых людей.