Kusto Group – промышленно-инвестиционная компания, которая сегодня работает в самых разных сферах. Это добыча и переработка полезных ископаемых, АПК, строительство, нефтехимия и т.д. Безусловно, сильной стороной команды можно назвать эффективный менеджмент. Тему обсуждаем с совладельцем и председателем Совета директоров Kusto Group Еркином ТАТИШЕВЫМ.
Умение управлять
– Еркин, Kusto Group представлена в самых разных сферах. Нередко вы вкладываете в компании, которые находятся в сложном финансовом положении. Деньги приходят вместе с представителем Kusto – менеджером. Порой в единственном лице. Неужели один человек может решить проблемы целого предприятия?
– Наши ребята достаточно обучены. Они знают как строить работающие системы, подбирать персонал, команду. Мы 20 лет этим занимаемся и понимаем, что и когда надо делать. Это как вести здоровый образ жизни. Ты понимаешь, где были допущены ошибки, что надо менять, как строить процессы, как принимать решения, какие инвестиции делать.
Если такую работу идут выполнять один-два человека, это всегда менеджеры высокого класса. Они ставят диагноз, и мы совместно строим хорошую стратегию. Но реализуют ее на самом деле люди. Наши менеджеры лишь правильно подбирают новую команду. Самое главное впоследствии – построение корпоративной культуры.
– Это все-таки ключевое?
– Это самое ключевое. Мы ведь приходим, когда компания находится в не очень хорошем состоянии. Нарушена корпоративная культура, неправильная команда.
В 90% все проблемные компании такие, потому что там были неправильные люди. Неправильное управление – это вообще ключевая проблема в наших жизнях, семьях, обществах. Не только в компаниях.Обычно в процессе перестройки работы предприятий происходит хорошая переплавка корпоративной культуры. На это уходит три-пять лет после того, как мы начинаем транслировать правильные ценности. После прохождения этого этапа компания становится близкой Kusto, и для людей такая корпоративная культура становится нормой.
Схема роста
– Что в вашем понимании правильная корпоративная культура?
– Это базовые вещи – открытость, порядочность, прозрачность, тeam work (командная работа), уважение друг к другу и к каждому члену команды. Это также общность целей, ведь все мы работаем на какую-то общую цель.
В любой компании это должно распространяться на всех стейкхолдеров, в том числе акционеров, клиентов и партнеров, страну, в которой живешь. Если ты понимаешь ценность каждого из них, то вокруг этого можешь выстроить свою корпоративную культуру.
– Это всегда срабатывает?
– Всегда. Это как быть хорошим человеком. Если человеку с детства дали хорошее воспитание, образование, он держит себя в хорошей физической форме, то в принципе невероятно, что он будет неуспешен. Такой человек наверняка найдет свою дорогу. Да, будет искать, думать, каких-то друзей найдет или потеряет. Конечно, это будет опыт с какими-то неудачными историями. Но у таких людей хорошая мораль, они обучены и продолжают учиться, натренированы и умеют работать.
Так же и в компании. Если следовать правилам – хороший коллектив, понятные цели, четкие системы, корпоративная культура, – то в принципе надо лишь hard work (пахать). Обычно проходит пять-семь лет, и компания начинает показывать хорошие результаты, какой бы тяжелой ни была экономическая ситуация в стране или отрасли. Насколько хорошими будут эти результаты, зависит от разных факторов, в том числе от падения мировых цен. Но даже в такой ситуации ты будешь зарабатывать.
– Для меня, как журналиста, пишущего о Костанайской области и живущего здесь, вы рассказываете историю АО «Костанайские минералы».
– В какой-то степени да. Здесь я, мои друзья и партнеры, моя команда научились тому, что даже в безнадежных ситуациях можно найти решение.
– У вас теперь много таких кейсов.
– Десятки. И мы знаем, что все можно реанимировать, восстановить. В этом плане жизнь компании или организации отличается от человека. Люди сначала взрослеют, потом стареют. Компания может обновиться.
Есть точка невозврата, когда все разрушено, предприятие объявили банкротом. В таких случаях делать что-то, может быть, уже поздно.
Представьте 30-летнего человека. У него есть опыт прожитой жизни. В него вкладывали силы, средства, время. И новорожденного ребенка. Проще и быстрее вылечить первого, чем вырастить с нуля второго. Так же и с компаниями.Непрерывный процесс
– Kusto Group – это все-таки команда управленцев или же группа компаний?
– Это команда, которая может решать сложные задачи в разных отраслях и в разных странах. Не все берут на себя такие высокие риски. Мы же, как частная компания, можем принимать такие решения.
– Управление рисками, процессами требуют постоянного обучения, несмотря на опыт. Вы сейчас учитесь?
– В этом году изучал digital, цифровизацию, IT, формирование бизнес-экосистем. Всегда есть чему учиться. Процесс должен быть непрерывным. Один из элементов обучения – осмысление собственного опыта. Это важный для управленцев скилс – рефлекция. Ты должен постоянно анализировать свой прошлый опыт. Ты должен отработать его и сам, и со своей командой. Если не сделал этого, то знания бесполезны. Они ушли в землю.
– High Tech Academy – образовательный проект Kusto и фонда Ержана Татишева, где дети с первого класса учатся по особой системе, находясь в процессе постоянного исследования. Зачем?
– Мы должны научить молодежь решать сложные задачи. Ответы на простые задачи все, по большому счету, найдены.
Наши молодые менеджеры знают, что, чем сложнее задача, тем больше усилий надо на поиск решения. Они так и говорят: мне нужно собрать больше данных, нужна команда, время подумать... Но страха перед самой задачей у них нет.
Через пять-десять лет, поверьте, можно будет копировать этот опыт и распространять по Казахстану, потому что специалисты с такими навыками необходимы. Сегодня сложно пощупать эффект от подобных вложений, но те, кто смотрит на перспективу, понимает, как важны компетенции.
Точки роста
– Некоторые компании группы Kusto расположены в малых населенных пунктах – селах, моногородах. Как вы считаете, в нынешних реалиях здесь можно и нужно ли создавать вторые градообразующие предприятия?
– Можно и нужно. В Житикаре сегодня это Полиметалл. Когда-то мы начинали этот проект по добыче золота, который впоследствии продали. Несколько лет назад его приобрел российский холдинг. И мы невооруженным глазом видим, что Житикара изменилась, в том числе благодаря поддержке градообразующих компаний. Хотя все могло быть иначе. Мы вполне могли бы получить город-призрак.
– Сегодня один из актуальных вопросов, в частности, для Житикары – использование отвалов.
– Мы завершаем исследовательскую работу с нашими канадскими партнерами. Наука доказала, что пустую породу можно перерабатывать. Технологию уже апробировали на канадской руде, отправляли для исследования образцы наших житикаринских отвалов. Если проект будет удачен, то сможем производить сырье для узких, но емких отраслей. Это как раз путь к безотходному производству, плюс выпуск продукции с высокой добавленной стоимостью.
– Ряд крупных проектов в Казахстане команда Kusto реализовала совместно с зарубежными партнерами. В том числе в сфере мясного животноводства, производства оросительных систем.
– Потенциал нашего сельского хозяйства неисчерпаем. Важно привлекать сильные компании, которые могут привнести в Казахстан действительно чтото новое. Valley Irrigation – американская компания с 70-летней историей, знающая очень много об орошении. Это тоже про эффективность использования ресурсов. В условиях намечающегося дефицита воды – важный фактор. Мы, при использовании того же объема воды, можем либо в два раза сократить ее потребление, либо производить в два раза больше продукции.
Такие компании, как Valley имеют не только технологии, но и развитую науку, знают о том же водоснабжении много. Ценно то, что они пришли в нашу страну. Потому что мы получаем импорт не только технологий, но навыков и компетенций.
– Спасибо за ваши ответы.