ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. Встреча двух рынков.
2. Атака на трубы.
ЭКСПЕРТЫ:
1. Габриель Антониу ЛАВРИНЧИК, бизнесмен, общественный и политический деятель (Румыния).
2. Александр РАР, политолог-международник (ФРГ).
Г.А. Лавринчик, Аурика Диак – почетный консул Румынии в Казахстане и ее помощница Ольга Пфафенгут (регион Павлодар)
Г. ЛАВРИНЧИК: «Можете считать, что я «ПРОГОВОРИЛСЯ»
– Господин Лавринчик, казахстанские и румынские министры 7 октября провели в Астане бизнес-форум. Вы находились в этой высокопоставленной компании и лучше других знаете, о чем шел разговор. Хотя и навскидку можно догадаться: ключевыми персонами стали министры энергетики с обеих сторон.
– С ключевыми участниками вы угадали: наш Вирджил Даниэль Попеску и ваш Болат Акчулаков возглавляют министерства, от которых сейчас очень многое зависит. Для Румынии, думаю, даже больше зависит, чем для Казахстана. Но если говорить о выгодах, то они взаимные. Вы можете продать – мы можем купить. Мы можем продать, вы – купить. Отличные партнерские отношения. Подчеркну, что деловые контакты между нашими странами имеют постоянную основу. Мы здесь не впервые.
– В румынской прессе сообщается, что из вашей страны в Астану на этот раз прибыли представители 15-ти ведущих компаний.
– Это еще мало, если иметь в виду, какой огромный рынок в Казахстане. Я бы сказал, что бизнес прислал своих представителей не как первооткрывателей, а как последователей уже сложившихся отношений. О Казахстане в Румынии наслышаны. Но чтобы почувствовать деловой климат в вашей стране, надо приезжать не раз и не два, надо быть внимательными и дальновидными.
– О чем говорили деловые люди на встрече? Или геополитика сегодня не располагает к полной откровенности?
– Цель стояла такая: найти оптимальные решения для тех румын, кто хочет работать на казахстанском рынке, и для бизнесменов из вашей страны, которым интересно прийти на рынок румынский. Мы обсуждали интересы и возможности двух рынков.
– Может быть, это мало – два рынка? Румыния входит в Европейский союз, Казахстан – в Евразийский союз, а кроме того, в Шанхайскую организацию сотрудничества – ШОС. И Румыния, и Казахстан могут открывать «окна» друг другу на глобальные рынки. Время сложное, но кто-то должен это делать. Как вы считаете?
– В этом вопросе я с вами совершенно согласен. Казахстан – один из важнейших игроков на энергетическом рынке Центральной Азии. Можете считать, что я «проговорился»: энергетика на повестке форума занимала главенствующее место. И не только в выступлениях участников, но и подсознательно, кулуарно, у нее была своя ниша. Выход на глобальные рынки подразумевается – проект под условным названием «Шелковый путь» румын, конечно, не оставляет равнодушными. Торговые пути нам завещаны с древности – мы не первые люди на земле. Была сеть торговых путей, по которым века назад товары шли кратчайшим путем из Азии в Европу, а из Европы в Азию. Инвестиции – тоже не наше изобретение, то есть не новинка. Чтобы торговать, надо производить. А чтобы производить, надо вкладывать деньги. Я вижу готовность вкладываться в проекты со стороны наших деловых людей. И чувствую взаимный интерес ваших инвесторов.
– Вы часто бываете в странах Евразийского союза. Когда бы мы ни разговаривали, вы всегда в какой-то деловой командировке.
– Такая работа. Ко мне часто обращаются, потому что есть опыт, я знаю языки и, хотите, скажу, почему еще я стал такой популярный?
– Скажите: очень даже интересно.
– Потому что я добрый человек, хочу благополучия не только для себя. Кто-то думает, что в бизнесе добрые люди не нужны. Это не так. Эгоистов никто не любит, им не очень доверяют.
– Могли бы стать послом мира?
– В душе я давно чувствую себя таким человеком, который старается нести мир. Вы знаете мою биографию. Я с детства писал тысячи писем своим ровесникам в разные города.
– Поэтому ваше имя есть не только в книге рекордов Гиннесса, но и в других подобных книгах.
– Сегодня всем нужен мир. Я стараюсь внести лепту
Румыния является основным торговым партнером РК в ЮгоВосточной Европе. Товарооборот за январь-май 2022 года составил 926 млн долларов США. Экспорт – 892 млн, импорт – 34 млн долларов США. (Данные посольства Республики Казахстан в Румынии)
26 сентября 2022 года на трубах СП и СП-2 были обнаружены утечки в исключительной экономической зоне Дании и в шведской исключительной зоне
А. РАР: «Таких проблем немцы давно не испытывали»
– Александр Глебович, вы эксперт, политолог, которому многие доверяют. Если не явно, то где-то в глубине души, чтобы было не видно. Это и в шутку, и всерьез можно сказать. Как вы оцениваете реальную ситуацию с энергетикой в Европе, в частности, в Германии, где сейчас ни одного «потока» не осталось? Недавно Швеция и Дания, проводившие расследования по факту взрывов на газопроводе, объявили, что был «вопиющий саботаж». Но прямых виновников все держат «в уме» или в виде версий.
– Западные элиты попытаются свалить вину за взрывы труб на Россию. Это нужно для того, чтобы раз и навсегда остановить разговоры о восстановлении энергетического сотрудничества с Россией. Если же будет американско-польско-украинский след, его «замутят», наружу он не всплывет. Нарратив сейчас пишется западными СМИ, а российскую точку зрения объявляют «пропагандой». Россия в свою очередь обвинила в атаке на трубы силы на Западе.
– Тем временем, как пел Высоцкий, «довоенные лампы горят в полнакала» – ночи все длиннее, а огней на улицах все меньше.
– Зима будет роковая – и в Германии, и в России. Русские будут страдать от дефицита, а чаще, из-за полного отсутствия западных технологий и в этой связи, многих видов продукции. А Германия, естественно, будет тяжело переживать высокие цены на газ, на другие энергоносители и на питание, в том числе. Таких проблем нынешнее поколение немцев давно не испытывало. Но никто по-настоящему не замерзнет. Все научатся экономить. В Казахстане будет легче.
– С чем вы связываете преимущества Казахстана?
– Огромная страна, разнообразные собственные ресурсы. Если чего-то и нет, то западных санкций. Большое преимущество.
– На чем Германия может сэкономить?
– Закроют бассейны, перестанут освещать улицы. Но дополнительный газ будет приходить из многих других источников, правда, в меньших объемах и дороже, чем мы получали из России.
«Мы можем подтвердить, что на газопроводах... в экономической зоне Швеции произошли взрывы, причинившие значительный ущерб... Осмотр места преступления укрепил подозрения...» (из пресс-релиза прокуратуры Швеции, опубликованного газетой Deutsche Welle 6 октября 2022 г.)