Татьяна Антонинова – молодая предпринимательница с большим багажом опыта работы с молодежью. Самый молодой депутат Казахстана образца 2013 года. Сегодня эта успешная женщина – предприниматель, мама и жена. Она открыла первую в Костанае детскую парикмахерскую, в успех которой верили далеко не все. Тем не менее стартап выжил даже в пандемию.
СЛАВА ПРО ТАНЮПро детство
Вячеслав Антонинов, супруг, ведет бизнес в сфере IT:
– Нечестно говорить, что бизнес всепоглощающий. Это наша особенность – мы вовлекаемые. Если есть идея и ты ложишься спать, то это значит, что ты не ложишься спать. Я боюсь, что могу потерять это чувство, а Таня просто сгорит. Когда она в эмоциях, ее не стоит пытаться остановить. Вот когда чувства схлынут, тогда можно обсуждать.
В целом у нас такая позиция, что лучше попробовать. Наш гараж – это своего рода склад несработавших идей. Когда-то в «Ежатах» был маникюр, но не пошло. Теперь специально купленный для этого стол стоит в гараже.
Недавно у нас был 10-тысячный клиент. Для меня это: да, я сделал это! На этом все, пошел работать дальше. А Таня придумала из этого целый праздник.
– Недавно с мамой разговаривала. Мой сын Максим, когда заходит ко мне на работу или вообще куда-либо, свободно себя ощущает. Когда я в детстве заходила к маме на работу в больницу, то делала это быстро, чтобы не мешать. А мама говорит, мол, ты приходила к сотруднику, который не должен был принимать у себя на работе ребенка, потому и вела себя соответствующе. Сегодня же прихожу уже к себе на работу, мне здесь нравится, я улыбаюсь. И у сына моего другие ощущения. Да, наверное, все идет из детства и где-то мы копируем родителей.
Недавно Макс стал спрашивать о том, как устроен базар. Сказал, что услышал сказку и хочет попробовать поторговать. Почувствовала отторжение. Внутри появились страх и неловкость. Многие в наше время ходили с бабушками продавать. И я тоже. Это было стыдно. Не помню детали, но было неудобно, хотелось залезть куда-нибудь под лавку. Долго боролась с желанием запретить, но понимаю, что проблема во мне, потому не хотела навязывать сыну свои страхи.
В итоге к первому дню готовились, сын подписывал стаканчики, а я просила друзей прийти поддержать его. Вот он садится торговать, а я понимаю, что прошу людей что-то купить, чтобы он быстрее закончил и ушел. Вроде как бы разрешила, но что-то внутри меня сидит и не дает покоя. Но ему-то в кайф! Хорошо, что у нас со Славой (супруг Татьяны. – Прим. авт.) одинаковое воспитание и мы можем это обсудить. В следующие разы помогать с клиентами перестали. Мне уже не стыдно, я уже не хочу закончить, мне нормально.
Корреспондент Максиму:Какое удивительное дело: ребенок помогает справляться мне с моими комплексами. Вижу, что это совсем другое поколение. Они продвинутые, раньше начинают что-то придумывать, и у них абсолютно нет стыда зарабатывать деньги. Они в этом плане иначе мыслят.
«Это твоя зарплата?»
Максим: «Нет, заработанные деньги».
Таня: «Зарплата – это то, что тебе выдает работодатель, а заработанные деньги – то, что ты сам заработал».
У меня в семье было не принято говорить о деньгах. Но тогда и стремление зарабатывать особо не приветствовалось, бизнеса не было. По крайней мере, в моем окружении. Помнишь про «не в деньгах счастье»? Прочие подобные поговорки. Наши дети живут на других примерах. Максим может попробовать все, что ему интересно. Пошел на карате, попробовал, не захотел продолжать, не заставляем. В моем детстве я не хотела ходить на танцы, но ходила. До последнего. Может, поэтому эти дети лучше себя слышат и понимают, знают, чего хотят.
Про творчество
Мне Слава часто говорит, что можно забрать девушку из НПО, но НПО из девушки забрать нельзя. В каких-то моментах общественного не хватает. Я люблю быть на виду. Для меня это своеобразная подпитка, отдельный вид кайфа. У меня была мечта стать воспитателем или учителем. Очень люблю детей, люблю проводить с ними время. Потому так долго работала в молодежке (Ассоциация детских и молодежных организаций Костанайской области. – Прим. авт.).
Потому, когда начали работать «Ежата» (детская парикмахерская. – Прим. авт.), то тут создала место, где много людей, где присутствует все то, что мне нравилось в общественной деятельности. Здесь полная свобода творчества.
– Сидим ужинаем варениками. У Макса на тарелке маленький кусочек картошки. Он говорит: «Видишь, мама, у меня есть маленький кусочек картошки, а у тебя большой вареник. Я тоже хочу, чтобы у меня был большой вареник». Это мне мой сын провел аналогию с деньгами. Но он деньги зарабатывает иначе. Для него это награда за хорошо выполненную работу.Про общение
– Я вообще не кричу. Это мой принцип. Считаю, что ни один человек не имеет права кричать на другого. Мои сотрудники знают, за четыре года я ни на кого не накричала. Даже если что-то случилось, то мы садимся и разговариваем. Что именно произошло, почему и что сделать, чтобы ситуация не повторилась. Так решаем все наши конфликты.
Со Славой у нас хорошее взаимодействие. В нашей семье я плохой коп (смеется). Если я закипаю, он предлагает сыну «оставить маму на время» и идет заниматься с ним чем-нибудь интересным. Хорошо, что могу мужу все высказать, если недовольна кем-то или чем-то. Например, работой ПКСК.
Когда Максим был маленьким и начинал плакать, то говорила ему: «Пока ты плачешь, мы ничего не решим. Успокоишься, приходи, поговорим». Сейчас он стал старше и иногда сам приходит и предлагает поговорить.
Про бизнес
– Я считаю, что время, когда только на базаре можно было купить что-то и продавцы могли говорить с тобой свысока, прошло. Сегодня люди хотят хорошего к себе отношения, сервиса. Клиентам должно быть комфортно с вами.
Сама работаю администратором в нашей парикмахерской. Мне нравится, интересно. И когда клиент быстро уходит, всегда говорю: подождите, вы еще не получили атрибуты счастливой жизни. Это воздушный шарик и чупа-чупс. Но сейчас много детей с аллергией, и мы сначала спрашиваем, можно ли ребенку сладкое. Мы не можем вмешиваться в воспитательный процесс, который налажен родителями. Если четыре года назад начинали и конфету брали все, то сегодня около 30% отказывается.
Бизнес занимает много времени. Мне кажется, в НПО я работала меньше. Ты либо в прямом смысле работаешь, либо думаешь, что можно улучшить, либо ездишь и покупаешь то, что может улучшить твой бизнес. Да, можно целый день ничего не делать. Но если ты днем занимался своими делами, то будешь работать в другое время.
Не так давно мы вообще отказались от офиса. В какой-то момент поняли, что можем работать удаленно. Сегодня дома оборудовано место. Отдыхать ездим так же. Выделяем время на работу, как в популярных роликах про фрилансеров у моря. Часть времени работаешь, часть времени отдыхаешь.
Сегодня «Ежата» – это хороший бизнес. За четыре года мы смогли многого достичь, создать бренд. У нас последнее время появились прямые конкуренты. С уважением отношусь к ним, ведь мы не всем подходим. Причины могут быть разные: от расположения до цены и парикмахера. Я девочек прошу делать свою работу с душой. Никому не хочется трудиться в плохом месте. Мне нравится, когда люди с гордостью говорят, что работают у нас. Всегда хотелось делать дела, за которые не будет стыдно.