Кто такие лаборанты? Обыватели вроде бы и понимают роль таких специалистов, но осознают всю важность их кропотливой работы далеко не все. А ведь часто это те самые бойцы невидимого фронта, от качественной работы которых зависит многое, если не все.
Мини-фабрика
Когда речь идет о крупных производствах, то лаборантов можно встретить в самых разных цехах. Например, в АО «Костанайские минералы» отбирают пробы и с поступающей с карьера руды, и на фабрике, тут же проводят анализы. А еще хрупкие женщины собственноручно добывают хризотиловое волокно на мини-фабрике, которая уже много лет работает на базе производственной лаборатории технического контроля предприятия.
– Мы на всех этапах производства хризотилового волокна отслеживаем его качественные и количественные характеристики, – знакомит нас с процессами начальник производственной лаборатории Альфия Шакирзянова. – Отчеты о результатах анализов направляем в подразделения к а ж д ы й ча с. Мы же ведем контроль и присваиваем марки, а также определяем, в какую страну пойдет продукция.
Работа непростая и довольно напряженная. Взял пробу, провел утвержденные много лет назад анализы. Ведь с тех пор в процессах добычи и выработки хризотила мало что изменилось.
Традиции и новации
Принципы определения качественных характеристик все те же. Их установили много лет назад и придерживаются до сих пор. Потому рядом с современным умным пневмоклассификатором (определяет фракционный состав волокна) мы видим привычные деревянные сита. Лаборант асбестообогатительного производства Оксана Михно говорит, что с новой техникой работать проще, к тому же появилась возможность по некоторым показателям получать более точные результаты. Хотя если говорить об определении длины волокна, то просеивание минерала через сита – проверенный временем способ.
Пока мы разговариваем, Оксана идет на мини-фабрику. Ей нужно взять руду и извлечь волокно. Все делает сама. Движения отточены и верны. Все-таки четверть века на производстве. И училась здесь, и до сих пор трудится. Признается, что дети уговаривали сменить профессию, но эта работа Оксане нравится. А еще здесь коллектив, члены которого давно уже стали близкими людьми.
– Рабочий день длится семь с половиной часов, и все это время я делаю пробы, – рассказывает в ожидании результата анализа Оксана. – Всегда интересно, богатая ли руда. Если партию нужно только на ситах проверить, то это займет около десяти минут. Если же речь о полном анализе, то потребуется около двух часов на одну пробу.
Координация
Чтобы контроль процессов обогащения руды можно было назвать полноценным, в каждой смене производственной лаборатории трудится 12 специалистов, которые ежечасно выдают результаты различных анализов. Сводит их и ежечасно передает оперативную информацию в рудник или на фабрику Наталья Шиллер. Она сама не так давно стояла у лаборантского стола, за которым провела без малого четверть века. Всего же на предприятии уже 30 лет.
– Фабрика, опираясь на наши цифры, сможет увидеть, выполнит ли заявленный объем готовой продукции, – рассказывает Наталья. – Мы предоставляем данные о том, насколько руда богата, какое волокно содержит, сколько его остается в отходах. И эта информация позволяет и карьеру, и фабрике корректировать свою работу буквально на ходу.
Внешне незаметный труд лаборантов жизненно важен. От того, насколько верными будут их выводы, зависит слаженная работа всего предприятия. Потому этих специалистов здесь ценят и уважают. Впрочем, как и других, ведь каждый играет свою особую роль в большом деле.