Вопросы безопасности, гуманитарного права не сходят с повесток ООН, Красного Креста, ПАСЕ.
Украинских беженцев в мире все больше
Долгое время обсуждали неожиданный доклад о нарушении Украиной гуманитарного права со стороны международной правозащитной организации Amnesty International. Реакция оказалась предсказуемой: недоумение с открытым возмущением у западных и украинских политиков, с позитивной оценкой – в России. Правозащитники пришли к выводу: вооруженные силы Украины (ВСУ) «своей тактикой ставят под угрозу жизнь мирных жителей, нарушая законы ведения войны», так как создают военные базы в жилых районах, в том числе в школах и больницах. «Все стороны в конфликте должны всегда проводить различие между военными и гражданскими объектами».
В середине октября была еще одна сенсация. Парламентская ассамблея Совета Европы (46 государств) по результатам срочных дебатов на тему «Новая эскалация агрессии Российской Федерации против Украины» приняла резолюцию, в которой объявила «режим России террористическим». Российская делегация не участвовала в сессии, поскольку в марте этого года страна была исключена из Совета Европы. ПАСЕ стала первой международной организацией, которая признала Россию государством-террористом. Если глубже копнуть, выясняется, что из 612 депутатов, числящихся в составе ассамблеи, на голосовании присутствовали только сто.
При голосовании в Генеральной ассамблее ООН рекордным числом голосов (143 страны) приняли резолюцию «Территориальная целостность Украины: защита принципов Устава ООН». Проголосовали против только пять государств – помимо самой России, это Белоруссия, КНДР, Никарагуа и Сирия. Воздержались 45 стран, среди них Китай и страны ОДКБ, Евразийского союза (Армения, Казахстан, Киргизия, Таджикистан). Другие страны СНГ или воздержались, или не стали голосовать (Азербайджан, Молдавия, Туркмения). По данным СМИ, в кулуарах ООН происходила настоящая «охота за голосами».
В Европе уже зарегистрировано 7,6 миллиона украинских беженцев. Международный комитет Красного Креста в Женеве потребовал «немедленного и беспрепятственного доступа ко всем военнопленным в международном вооруженном конфликте между Россией и Украиной».
Международное право сейчас, к сожалению, политизировано, хотя все требуют его соблюдения. Решения различных международных и региональных организаций, конечно, наглядно отражают настроения мирового сообщества, но не несут за собой никаких правовых последствий. Везде чувствуется определенная усталость от украинской тематики, что указывает на раскол по всему миру.