Казахстанец едва не стал пленником в джунглях далекой страны и криптовалюты.
Халед
В редакцию обратился костанаец Тимур Тукпатуллин. Он рассказал о том, как в Таиланде едва не попал в рабство его сокурсник, с которым вместе учились китайскому языку в международном колледже.
– Может, опубликовать материал? Надо предупредить доверчивых людей. Рабство в XXI веке! – воскликнул Тимур.
Халед – казах, родился в 1990 году в Кокшетау. Здесь окончил школу, изучил язык в Китае, работал переводчиком. Вообще он знает пять языков – китайский, персидский, английский, русский и казахский. И, кажется, в молодом человеке живет дух странствий. Он вернулся в Казахстан, а затем отправился в Турцию. Мы связались посредством WhatsApp.
– Извините, в первый раз даю интервью. Начну с самого начала. В Турции я сменил несколько простых работ. Параллельно много читал, особенно бестселлеров по бизнесу, психологии, саморазвитию. Видел много сирийцев. Чем они занимались? Картоном, пластиком, алюминием. Собирали отходы. Они в день зарабатывают на этом 400 тэле. (Так Халед обозначает турецкую лиру. В тенге это около десяти тысяч). А на обычной низкой работе в Турции получается где-то 150. Сказал себе, хочешь кушать, давай, забудь о мнении людей... И взялся за эту работу.
Эту тян-аватарку использовал менеджер приглашающей компании
Легенда
Однажды Халед увидел страничку в Facebook, где предлагали работу в Таиланде. Компания Hao Tai Int. Co. Гендиректор и основатель: др. FU JIAN HANG.
Компания специализируется на технологиях блокчейн, продвижении биткоинов среди иностранцев в Таиланде, инвестициях в золото и т.д. Работникам компания обещает быстрое продвижение, занятия фитнесом, хороший отдых, жилищные условия и зарплату в две тысячи долларов. Примечательно, что в контракте, отправленном Халеду, Hao Tai Int. Co указывает свою локацию, как «Свободную экономическую зону в Мьянме». А также указывает, что работник должен будет отдать свой мобильный телефон...
Китаец
– Написал им, сговорились. Попросили сделать документы, диплом с места учебы и сертификат о вакцинации. Общалась девушка на китайском языке.
– А в чем заключалась работа?
– Находить иностранных инвесторов в криптовалюту. Отправил фото для паспорта и видеопрезентации себя на трех языках. Мне купили билеты на шестое октября. Поехал в аэропорт Стамбула, оттуда с пересадкой в Маскат и потом в Бангкок. Они меня попросили сфотографироваться с багажом и не менять одежду. Фото отправил.
В Маскате познакомился с русской семьей из Казахстана. Рассказал, куда и зачем лечу. Они удивились, что есть такая зарплата в Таиланде. Тут во мне поселился червячок. И здесь же встретился китаец, я ему тоже рассказал о цели поездки. Он попросил почитать переписку и сказал: «Это мошенники». В тот момент поймал испуг. Хотел слезть в Маскате, но регистрация прошла. Приземлились в Бангкоке, я в растерянности. Тот китаец летел в другой город Таиланда. Я у него попросил денег. Он мне дал сто евро.
Чекчекчи на улице Стамбула
ЧЕКЧЕКЧИ4 дня в аэропорту
В Турции собирателей мусора называют «чекчекчи». Чтобы добыть ценный пластик, картон, алюминиевую банку им приходится забираться в мусорный контейнер и копаться там. Затем на тележках с большими сумками (биг-бэги) они отправляются в пункт приема и продают найденные предметы. Это своеобразный турецкий способ сортировки мусора. Кило алюминия – 15 лир, картона – две лиры, пластика – четыре лиры. Одна лира равна примерно 25 тенге.
– Подошел человек и показал мой паспорт на своем телефоне. «Да, это я», – ответил. Сфотографировал меня. Я ему сказал: «У меня друг есть, я с ним». «Возьму только одного», – ответил. «Тогда я попрощаюсь с другом», – говорю. «Хорошо, я в туалет», – ответил. А сам пошел к выходу. Я понял, что он идет за другими людьми. Побежал и нашел китайца, он заполнял декларацию.
«Что мне делать?» «Иди в туалет, переоденься», – посоветовал. Начал искать багаж, но в Таиланде его можно получить только на выходе в город. Что делать? Зашел в туалет и потом менял их, чтобы подозрение не вызвать у работников, которые полы моют. Часов через пять со страхом вышел в аэропорт, заполнил декларацию, разменял деньги. Визу сделал туристическую на месяц. Багаж уже был в камере хранения. Объяснительную написал, почему вовремя не забрал. Сказал, из-за бессонницы не смог уснуть в самолете, потом от усталости уснул в туалете. Они засмеялись и вернули багаж.
Переоделся. Не выходил в город. Четыре дня жил в аэропорту. Китаец сказал мне, что вернется, и вернулся. Нашел мне хостел и дал еще 700 таиландских бат (около девяти тысяч тенге). «Ищи денег, чтобы купить билет обратно», – сказал на прощание. После этого написал Тимуру, а дальше вы знаете. Он связался с посольством Казахстана. И я поехал туда. Меня встретили очень хорошо, предоставили жилище, дали денег на первое время, объяснили законы. Рассказал все, как было. Мне ответили: да, это мошенники, рабство или на органы...
– Так и сказали?
– Что-то вроде тебя переправят в город за границей, нелегально. На твое имя отправят деньги обманутого инвестора, потом он и полиция будут искать тебя, а не фирму...
– А тебя, верно, и в живых уже не будет?
– Ведь я не поехал. Откуда мне знать?
Советы
Женис Мамбеталиев, третий секретарь-консул Посольства Казахстана в Королевстве Таиланд, рассказал «КН», что история Халеда совсем не единичная.
– На прошлой неделе мы освободили из Мьянмы двух девушек. Предоставили психолога, жилье. Сейчас они пришли в себя и на днях улетают домой. Только за последние четыре месяца, наверное, пять человек из Мьянмы вытащили. Двоих вовремя остановили. На той неделе Халед обратился к нам.
Как все происходит? Часто ловушки-вакансии расставлены в соцсетях, мессенджерах. И люди попадаются, потому что зарплата хорошая – от двух тысяч долларов, – перелет бесплатный. Но уже во время изучения документов нужно обращать внимание, что обычно контракты без печати, логотипа, локации.
Тебя встречают, говорят, сейчас покажем компанию, отвозят в город Мэй Сот. Это приграничный город с Мьянмой. Пересекают небольшую реку, и вот уже Таиланд позади, но человек ни о чем не подозревает. А он нелегально оказался в другой стране. В штате Карен Мьянмы постоянные вооруженные конфликты. Большей частью штат контролируется повстанцами, а не государством. Здесь правят китайские компании, которые занимаются криптовалютой. Они платят повстанцам за защиту.
Попасть туда легко, а вот выбраться – нет. Особенно, если человек покажет себя ценным специалистом. Китайская компания за выкуп может поставить 15-20 тысяч долларов и более... Поэтому совет: показать себя бесполезным, с плохим английским, китайским. Чтобы тебе сказали: отдай минимальную сумму и уходи.
Что касается работы таких пленников – компании в Мьянме нацелены на рынок Европы, США. Схема стандартная: предложения вложить пять тысяч долларов в криптовалюту, а заработать 15 тысяч. Есть случаи, когда клиенты теряли все свое состояние – до полумиллиона долларов. Что делают пленники? Клиент хочет увидеть с кем он общается. Эти подневольные стоят перед камерами и себя подставляют. Вот мое лицо, паспортные и личные данные. Все честно, прозрачно – покупай...
Хотел бы обратиться к читателям – здесь переводчикам не платят две тысячи долларов. И когда такое объявление, то это уже подозрительно. Звоните нам в Посольство. Нам легче здесь проверить и сказать – легальная компания или нет.
– А что с Халедом?
– Сейчас через спонсоров, граждан Казахстана, которые живут в Таиланде, собираем ему деньги на билет домой.
P.S. Тимур Тукпатуллин также собирает деньги для возвращения товарища к жене и ребенку. Его телефон 8-708-228- 97-80.
P.P.S. В октябре тайские курорты начинают заполняться туристами. Им незнакома темная сторона Королевства и соседних бедных стран. И хочется, чтобы никто из соотечественников ее не увидел – ни из отдыхающих, ни из соискателей работы. Дежурный номер Посольства в Таиланде: +66935755700. Телефон привязан ко многим мессенджерам.