16-22 октября в Пекине проходит ХХ съезд Компартии Китая. Мы обратились к известному казахстанскому политологу и экономисту Петру Своику с просьбой прокомментировать некоторые высказывания о ситуации в Поднебесной.
«И сразу же – неточность»
– Петр Владимирович, в первый же день съезда СМИ сорвались с цепи. Прокитайские твердят о величии будущего страны, антикитайские – об упадке. Например, русская служба ВВС объявила «конец китайского чуда» и три причины этого: ковид, переходный возраст и трудности в мире. Цитата: «Политика Си за последние годы прочно укрепила позиции Китая как стратегического противника Запада. Отказ осудить вторжение Путина в Украину испортил отношения окончательно».
– И сразу же – принципиальная неточность: не китайцы поссорились с Западом, а Запад с китайцами. Почему вышла эта ссора, ВВС замалчивают. Ее истоки в XX веке. В 70-х у Китая тоже была ссора, но тогда с СССР. После неудачи «большого скачка» и трагедии «культурной революции» Китай пошел сначала на тайные, а потом и на прямые переговоры с США. Американцам, чтобы перетащить к себе Китай, пришлось отдать китайцам свои и европейские рынки сбыта. В КНР вообще нет ничего, что западный капитал мог бы использовать, кроме, конечно, неисчислимой и почти бесплатной рабочей силы. Никаких других ресурсов у Китая нет. А поскольку в рыночной экономике главное не производство, а сбыт, то на это и поставили.
Рынки США и Европы стали заполняться товарами сначала чрезвычайно плохого качества, но зато почти бесплатными. Взамен в Китай пошли инвестиции и технологии – тогда качество китайского товара очень быстро стало расти, а вскоре на западные рынки пришла и высокотехнологичная продукция. Все шло настолько успешно, что китайские коммунисты на предыдущем съезде КПК приняли программу построения к 2049 году Сообщества единой судьбы человечества.
С лёгкой руки Обамы
– И любовь к Китаю сразу прошла...
– Эта программа Западу категорически не понравилась. Китай уже пришел к мысли, что глобализация, частью которой он стал, будет продолжаться и продолжаться – только уже не под лидерством Вашингтона или Брюсселя, а под лидерством Пекина. Запад, конечно, пришел в ступор от такой перспективы. Первым программное отторжение от Китая обозначил Обама во время своей избирательной кампании. С его легкой руки Запад взял курс: остановить Китай. Потом Трамп, а сейчас Байден двигаются в том же направлении. Идет давление на связи Китая и торговые отношения, потому что от них Китай получает громадную пользу. А еще КНР накопила огромные долларовые ресурсы и действительно может диктовать единую судьбу человечества. Если все так и останется, конечно.
Проблемы внутри себя
– Останется ли?
– Западу необходимо как-то избавиться от Китая, но с ходу не получится. Накоплена непреодолимая проблема внутри себя. Прежде всего, это долговой кризис – пирамида с небывалой вершиной. Тем временем глобализация полтора десятилетия как перетекает в некий многополюсный мир. Сколько будет этих полюсов? Зависит от валютных зон. Сюда же вовлекаются история, география, предыдущие исторические периоды, союзы государств, даже те, которые были, да потихоньку сплыли.
– Для чего нужны эти руины?
– Чтобы определенным образом восстановить. В итоге чего в мире будет по крайней мере четыре зоны: Америка никуда не денется, но останется у себя там, за океаном, как своя собственная зона. Что-то и от Европы сохранится, хотя сейчас ее сливают. Кстати, это проблема и для Китая: европейский рынок сбыта все ухудшается и ухудшается, и как бы он вообще не захлопнулся по причине бедности. Но какая-никакая Европа будет. Будет, конечно, Евразийское пространство и, по всей видимости, в границах даже больших, чем были у СССР. Что-то могут слепить и арабы.
Безошибочно совершать ошибки
– Хорошо или плохо все это будет, если ваш прогноз сбудется?
– Всех участников этого процесса ждут громадные проблемы. И чем ближе к центру нынешней глобализации находятся те или иные страны и народы, чем больше они втянуты в глобализацию, тем больше проблем. Например, в Европе на наших глазах творятся чудовищные вещи – с ценами на энергоносители, на ресурсы, на электричество, причем европейцы сами все это творят. Кто-то из мудрых сказал: на определенной стадии деградации система сама безошибочно совершает ошибки и ускоряет ее.
В Америке неприятности еще только начинаются. Если США – главный бенефициар глобализации, то ее расползание по швам больнее всего ударит по уровню жизни и уровню производства именно в США. Но чемпионом мира по неприятностям будет, конечно, Китай, главная производственная мастерская и Америки, и Европы. «Один пояс – один путь» надо будет переделывать на что-то другое.
Китаю предстоит непростая судьба. Ему надо будет очень серьезно переориентировать свою экономику, во-первых, на внутреннее потребление, не на американцев и не на европейцев, а европейцев, а уже на самих китайцев.Сотрудничать, не соперничать, не воевать
– Евразийцы этим поясом опоясаны, значит, Китай – это и про нас?
– Китаю придется очень плотно взаимодействовать с Евразийским союзом хотя бы из-за ресурсов. Как-то с арабами будут договариваться. Но в любом случае Китаю предстоят очень большие неприятности в экономике.
– ВВС не преминула пристегнуть и Россию как причину китайских трений с Западом...
– Россию первую вытолкнули из долларовой зоны, наполовину: какие-то долларовые транзакции можно еще осуществлять. Но это некоторым образом и спасительное выпихивание, потому что долларовый мир будет все больше и больше попадать под проблемы. И чем быстрее тебя из него выкинут, тем быстрее ты сможешь создать внедолларовую экономику.
Сейчас Россия этим активно занимается, в том числе с помощью Китая. Рублево-юаневые платежи «тренируют» с перспективой на будущее. Пройдут два-три года, непростых, с большими потерями для России, но появятся действующие внедолларовые экономики, которым на санкции будет просто наплевать. И у России есть шанс набрать темпы роста более, чем у кого-либо в мире, тем более что он все больше погружается в неприятности распада долларового влияния.
И Китаю предстоит непростая судьба. Ему надо будет очень серьезно переориентировать свою экономику, во-первых, на внутреннее потребление, не на американцев и не на европейцев, а уже на самих китайцев. Эта работа благородная, но крайне сложная и потом чревата политическими последствиями, потому что зажиточный народ будет подругому смотреть на руководящую роль компартии, если она не сможет выполнить все свои обещания.
Но я думаю, что Китай это переживет. «Персональный» союз Си и Путина, основанный на стратегическом партнерстве, ведет к жизненной необходимости сотрудничества евразийского пространства и Китая. Сотрудничать, а не соперничать и тем более не воевать. Поэтому ВВС, в общем-то, правы, но, возможно, они и сами не знают, куда катятся. Снисходительно пишут о проблемах Китая. Может, не понимают, что у них их гораздо больше, а может, понимают, но помалкивают.
P.S. Премьер-министр Великобритании Лиз Трасс 20 октября объявила об отставке. Во главе кабинета она продержалась 44 дня.
Фото с сайта chinadaily.com.cn