Имя архитектора, который подарил Костанаю главный символ города, остается неизвестным.
Башню с часами возвели в городе по утилитарным причинам. Она закрывала расстояние (промежуток) между двумя жилыми домами. Но Башня стала символом города – так много души в нее вложил архитектор Иосиф ИСАКОВ, забытый и неизвестный широкой публике автор. Он вложил в нее золотое сечение – идеальную пропорцию высоты, ширины...
«КН» этой осенью проводили конкурс среди читателей: на фото была показана аллея перед Башней. Башню все угадали, но называли автора – Иосиф Искаков. А он Исаков! Все дело в том, что Искаковым его называют туристические сайты. И ссылки выходят первыми в просмотре Google. Это так обидно, что газета решила создать об Иосифе Исакове новый материал.
Ольга
Ольга Траут, архитектор, которая удостоверила настоящее имя Иосифа Исакова. Также она рассказала, что он учился в мастерской великого архитектора Ивана Жолтовского. Самые красивые здания в Москве созданы им. Крупнейший представитель ретроспективизма в советской архитектуре.– Добрый день, Ольга! Звоню по поводу Иосифа Исакова вновь. Что вы ещё можете вспомнить о нем?
– Знаете, это мой кумир, я с ним лично не общалась. Это для меня такая величина была, что я боялась к нему подойти, когда встречала его на улице. А вы ведь неплохие интервью взяли у тех, кто с ним был ближе знаком. Там и Черкашина, и Жадановская.
Одна из многих работ Иосифа Иосифовича
Иосиф умер
Я вспомнил материал от 2012 года и Евгению Марчукову. В 70-80-х годах она работала председателем профкома в Проектном институте. Сейчас живет в Подмосковье.– Из Костаная?.. Для меня это огромная неожиданность. А что произошло?
– Иосиф Исаков умер. Об этом почти никто не знает. Мы хотим вспомнить о нем.
– ...Вот как... Умер?
– Можете рассказать о нем? Что-то, что вам запомнилось.
– Конечно. Мне только надо собраться...
Евгения Марчукова помолчала.
– Прежде всего, он был скромным и даже несколько закрытым человеком. Он пошел на войну в 17 лет и сразу попал под Сталинград. Воевал в семи европейских странах. Сколько я его ни просила, он отказывался говорить об этом. Не любил выступлений. Но однажды он пришел на вечер со своей женой. Я сказала: «Если вы сегодня не расскажете, так я это сделаю». Супруга, помню, его толкнула в бок, он улыбнулся и ответил: «Ну раз так...».
Я воспользовалась моментом:
– Иосиф Иосифович, а в каких странах, которые вы прошли, самые красивые девушки?
– Самые красивые – это сербиянки. Я и жену свою выбрал, потому что она похожа на девушек, которых видел в Сербии...
Здесь, конечно, все засмеялись.
– А 9 мая 1945 года помните?
– Я встретил этот день в Вене. Но праздновать сразу не пришлось. Старшина приказал нам идти по улицам и снимать фашистские флаги. Их было очень много. Затем нас перебросили в местечко на границе Италии, Франции и Австрии. Наш старшина был очень хозяйственным. Оказалось, он не сжег флаги. Они были шелковыми, и итальянские женщины охотно меняли их на вино – потом шили себе юбки. В первый и в последний раз в жизни я выпил столько вина! Мы стреляли в воздух, кричали. Это была огромная радость от того, что смерти конец, что начинается новая жизнь...
Евгения Марчукова вновь помолчала.
– Наверное, это был один такой вечер, когда он немного рассказал о себе.
Иосиф живой
Мне довелось общаться с Иосифом Исаковым. Я один раз звонил ему и один раз ходил к нему домой. В 2008 году. Маленькая квартира, открытые окна, без штор – от этого всегда бывает неуютно. Один глаз у архитектора не видел, а второй почти не видел: +12. Наверное, по окну он ориентировался.Мы сидели за столом, на стене я помню пучок полыни, чтобы отпугивать моль. Именно тогда он рассказал мне о золотом сечении, о том, как симметрию использовал Леонардо да Винчи. Я тогда совсем ничего не понял, покивал вежливо и ушел. Кажется, еще Валентина Александровна, его супруга, напоила меня чаем.
Что же еще было? Иосиф Исаков рассказал про крышу Башни: «Больше всего мне не нравится крыша. Во время строительства очень плохо ее сделали. Вода стекает по стенам, стены постоянно сырые. Когда начинаются заморозки, понятно, что происходит с водой. Если так пойдет и дальше, то рано или поздно стена может упасть...».
Высокие дома
– Ольга, а вам нравится облик нашего современного города?– Как и все города, у нас сейчас Содом и Гоморра (смеется). Эти застройки ни в какие рамки законов и норм не вмещаются. Страшно на это смотреть, когда знаешь науку архитектуры. Такое ощущение, что мы шагаем в какое-то прошлое! Сейчас в мире архитектура на такой уровень поднялась, но для нас недосягаема... Если бы все было по закону, не строили бы многоэтажное жилье там, где его нельзя строить. У нас началась волна строительства многоквартирных жилых комплексов. А мир уже говорит, что это неудобно. Два-три этажа – сейчас мировая тенденция хорошей архитектуры. А мы вот шагаем в прошлое.
– Высокие дома рядом друг с другом – это тень, отсутствие солнца, сквозняки? Муравейники-человейники?
– И подход к этим домам. Пробки стоят к ним. Инфраструктура не развита. Непродуманность во всем этом есть. Заказчики диктуют свои правила, которые потом боком нам выходят и выйдут.
Сечение
Сначала умерла сербиянка, супруга Валентина Александровна. Женщина, которая поила меня чаем и рассказывала, что у Иосифа три пулевых и пять осколочных ранений, а один осколок врачи так и не решились достать. Потом умер любимый ученик и, наверное, единственный настоящий друг Александр Байтурин.– Я познакомилась с Иосифом Иосифовичем поздно. У него уже случился инсульт, и он не мог говорить. Когда я приезжала к нему в дом престарелых, он очень радовался, брал мою руку, долго держал ее, улыбался и, кажется, плакал, – рассказала Мария Байтурина, дочь Александра. Она опубликовала некролог в свое время.
...В золотом сечении нет равной симметрии. Меньшая часть так относится к большей, как большая ко всей величине. Судьба Иосифа Исакова кажется печальной – в ней, наверное, не было равного соотношения радостей и бед. «Вода стекала по стенам и когда начинались заморозки...». Иосифу Исакову теперь не страшны дожди. А Башня стоит – под ней назначают свидания молодые люди и девушки, родители гуляют с детьми. Фотографии на фоне Башни уезжают в разные города и страны.
Помните, что Иосиф Иосифович – ИСАКОВ!