Выборы в Конгресс США можно считать завершенными. 6 декабря пройдет второй тур в штате Джорджия, который ничего существенно не изменит. О том, повлияют ли итоги выборов на ситуацию в мире, говорим с кандидатом исторических наук Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ.
Байден и товарищ Си после выборов.
Трамп теряет очки
– Айбек Батырханович, демократы сохранили контроль над верхней палатой Конгресса. Какая все-таки интрига была заложена в нынешних выборах?– Скрытое противостояние нынешнего президента США Джо Байдена и экс-президента Дональда Трампа. Последнему было необходимо большинство республиканцев в Сенате. Этого не произошло. В итоге авторитет Трампа в стране опустился еще ниже, и в партийной среде заговорили о возможном выдвижении на следующих президентских выборах другого кандидата от республиканцев – губернатора Флориды Десантиса.
– Но если бы республиканцы стали большинством в Сенате?
– По сути, этих и тех одинаковое количество. Но вице-президент, она же глава Сената Камала Харрис – демократ, поэтому формально демократов в Сенате больше. Победа республиканцев означала бы усиление позиций Дональда Трампа и поддержку его кандидатуры на предстоящих президентских выборах.
Все мы знаем риторику Трампа: он за решение внутренних проблем государства в ущерб внешней политике. Трамп недвусмысленно намекал, что при его правлении конфликта на Украине не случилось бы. Демократы под предводительством Байдена сегодня выглядят «ястребами»: при нынешнем президенте произошло ухудшение отношений с Россией, заморозка «Северного потока» и многое другое.
Изоляционизма больше нет
– Таким образом, итоги выборов никак не повлияют на события в мире?– Даже если бы победу одержали республиканцы, не изменилось бы ровным счетом ничего. В отношении поддержки Украины, озабоченности проблемой Тайваня и по другим внешнеполитическим вопросам в США разногласий нет. Сегодня мы видим только стремление Соединенных Штатов усилить свое влияние на международной арене. Очень быстро было принято решение по вступлению в НАТО Швеции и Финляндии. Очень много европейских компаний переносят в США. Байден запретил строить новые заводы по производству микроэлектроники в Китае. Apple и Google начинают потихоньку переносить свои заводы из Китая в другие, более дружественные Америке страны.
– Это можно назвать началом политики изоляционизма?
– Политика изоляционизма набирала обороты при Трампе. США покинули ЮНЕСКО, оставили Совет по правам человека ООН. При Байдене они вернулись в СПЧ, но политика усиления собственного влияния в мире продолжается, в том числе в свете развития других международных организаций, таких как БРИКС, ШОС, в которых США не представлены.
Мир остается многополярным
– На момент нашего интервью страны-участницы «Большой двадцатки» собираются принять участие в саммите на Бали. Похоже, что она соберется не в полном составе...– Несмотря на то что Владимир Путин не прилетит в Индонезию, Россия все-таки будет представлена министром иностранных дел Сергеем Лавровым. Страны обсудят продовольственный и энергетический кризисы, высокие темпы инфляции. Что касается поставок российского газа в Европу, то «Газпром» продолжает поставлять газ в рамках долгосрочных программ.
Тот сланцевый газ, что идет в Европу из США, абсолютно не решает проблемы обеспеченности. Азербайджан в прошлом году поставил в ЕС около восьми миллиардов кубометров, в этом году уже почти двенадцать, а в будущем удвоит этот объем. Но если знать, что Европе требуется в год около 470 миллиардов кубометров, то этого, конечно, мало. Для сравнения: в 2021 году Россия поставила в ЕС 155 миллиардов кубометров. Это практически третья часть от всего объема потребляемого газа.
– Сегодня экономики стран настолько связаны друг с другом, что трудно представить существование каких-либо государств без взаимной торговли и совместного участия в проектах. Это в первую очередь касается США и России.
– Да, мы видим, что США и Россия продолжают работать вместе в космической отрасли. Импорт из РФ в США с начала украинско-российского конфликта составляет около одного миллиарда долларов в месяц. Россия является для Америки главным поставщиком стали, алюминия и титана. Эксперты предсказывают, что существенные изменения в политике двух стран произойдут в период между двумя президентскими выборами в США в 2024 и 2028 году. Все-таки мир остается многополярным. Еще Бжезинский говорил, что глобальная гегемония какой-то одной страны в мире невозможна.