Вахтовики из Костанайской области остались без регистрации и части зарплаты.
«Мы граждане Казахстана, работаем вахтовым методом в условиях Крайнего Севера. В данное время попали в сети аферистов. Нас нелегально завезли на объект «Газпрома». По документам нас тут нет. Хотя брали документы для службы безопасности и т.д., с документами у нас все в порядке было изначально. Пока не устроились в данную организацию. Они обманули нас по поводу временной регистрации. Говорили, мол, все сделали, все есть. Пока я не позвонил в МВД, тогда и открылись карты.
Работодатель просрочил нам регистрацию. И в данный момент делать не собирается. Также и не выплачивает зарплаты. В ходе всех этих разбирательств я понял, что официально нас нет на этом объекте. Мы хотели бы, чтобы ваша редакция зафиксировала тут наше присутствие. Иначе после нашего вылета мы ничего никому не докажем. Связь тут плохая, ловим в определенных местах», – такое сообщение с Крайнего Севера «КН» получили от Игоря Касаткина на редакционный WhatsApp 8-777-442-11-22.
Северная романтика
На момент обращения мужчина находился в вахтовом поселке Бованенково Ямало-Ненецкого автономного округа (Россия). Пока мы готовили материал к печати, костанаец уже выехал с объекта, как он утверждает, из-за проблем с работодателем.
Игорь рассказал, что в первой половине сентября он находился в Москве и искал работу по вахтам.
– Нашел эту компанию – «Спецтехсервис», они меня пригласили в Уфу. Купили билет на самолет – я прилетел, заселили в хостел. На следующий день приехал Эдуард Хасаншин, технический директор компании. Меня ввели в курс дела. Он привез договора, но меня насторожило, что стороны были не «заказчик» и «исполнитель», а «заказчик» и «подрядчик». Но подписал. Оказалось, что у него с собой нет печати, обещал потом поставить. Подписали 14 сентября – он сказал, что с этого дня вахта пошла. Я уже работал по вахтам – это нормально, меня не удивило. Обещал в УФМС подать наши документы на регистрацию. Я говорил, что нахожусь в России с мая. Моя московская регистрация была действительна до конца сентября. Мне было важно, чтобы сделали новую. Дальше – прямым рейсом летим в Бованенково (полуостров Ямал. – Прим. ред.).
Вахтовики (Игорь и еще порядка десяти человек, среди которых несколько – казахстанцы) прибыли на место, а это строительная площадка на объекте ГП 2, которая принадлежит «Газпрому». Никто не спросил документы, не зарегистрировал их. Более того, удивили бывалого вахтовика и условия проживания и работы.
– Общага не огорожена, хотя забор должен быть – там постоянно ходят медведи, звери... Белый медведь подходил к нашей строительной площадке. Освещения нет. Последние дни мы бастовали, только тогда начали устанавливать освещение. Когда приехали, начали болеть – перемена климата. А в больницу «Газпрома» нас не пускали. Отвечали, что мы не имеем права туда обращаться.
Только спустя месяц попали в больницу Бованенково, в итоге четверых вывезли с пневмонией экстренно. В 2020 году я прошел медкомиссию, которая положена для работы в условиях Крайнего Севера иностранцам. Но здесь никакой медкомиссии не проходили и имеющееся заключение у нас не спрашивали. По объекту без пропусков можно было ходить, брать инструменты, не говоря фамилию... Через время звоню работодателю насчет регистрации – говорит, все есть, документы поданы, – рассказывает Касаткин.
Оказались левыми
Игорь, устроившийся на вахту электромонтажником, объясняет: по договору им были положены суточные из расчета 300 рублей в день – обещали переводы на карту раз в десять дней. Также по истечении двадцати отработанных дней обещали часть зарплаты. Когда вахтовики спустя десять, а потом двадцать дней не обнаружили переводов, занервничали.
– Обещал, что позже, в понедельник, среду, пятницу, – и ничего. Уверял, что будут деньги. Договаривались так – 45 смен полностью – это вахта, потом хотим – продлеваем, хотим – едем на межвахту. По регистрации Хасаншин сказал – приедешь в Уфу, получишь. Я был не согласен – мне нужно, чтобы регистрация была при мне, лежала в портмоне. Хотел, чтобы ее передали из Уфы через следующую партию вахтовиков – он согласился. Когда они приехали, выяснилось, что передали только новые договора.
Понял, что с регистрацией что-то не то. Позвонил в МВД, они связались с «Газпромом». Выяснилось, что наш работодатель людей из Казахстана не поставил на миграционный учет. Мы оказались там левыми. Дмитрий из Лисаковска в Уфе обращался в трудовую инспекцию. Получил ответ, что в этой компании казахстанцы вообще не работают.
В итоге Игорь начал разбираться, звонить руководству и спрашивать насчет денег. Вахтовики сняли несколько видео, где запечатлели телефонные разговоры с Эдуардом Хасаншиным.
– Немного денег завтра у вас будет, тысяч 10-15, больше пока сказать не могу.
– Когда рассчитаете полностью?
– Я не могу сказать точно по датам. Нам ваши деньги не нужны. Когда будут поступать, будем скидывать на карты.
По поводу регистрации первым бить тревогу начал тоже Касаткин.
– Как только я первый поднял шум, ко мне подошел мастер и говорит, мол, начальник участка поставил тебя «на вертолет» на завтра. Я удивился – как так быстро?! Отсюда люди неделями улететь не могут! Он ответил, что моя вахта закончилась. А мне еще дней десять оставалось работать! Ну мы пошли написали отказ от вертолета – поняли, что если улетим, то ничего и не заплатят.
Был человек с Уральска, он застрял в Уфе, потому что не было денег – тоже не заплатила ему наша компания. Давали суточные – 500 рублей на неделю. Долго там жил, потом вроде часть денег получил и уехал. Вот и мы доработали вахты, не увидели ни копейки. Всем говорили, что расчет и временную регистрацию получат в Уфе, а в итоге оттуда люди возвращались по домам или устраивались на другую работу, так ничего и не дождавшись.
Очень долго рассчитывали нас – первый перевод у меня был две тысячи рублей. Директор другой компании уверял, что заберет нас к себе. Он почему-то и стал с нами рассчитываться. Оказалось, что они земляки с директором нашей компании и как минимум хорошие знакомые. Начал нам выплачивать эти деньги. Я должен был получить 180 тысяч рублей, получил около 120 тысяч. Эти деньги я с них буквально выбил.
КОММЕНТАРИЙ
Его право...
Эдуард Хасаншин, технический директор компании «Спецтехсервис», согласился рассказать только о ситуации с Касаткиным, по остальным, как он утверждает, таких проблем не было:
– Зарплату мы ему выплатили полностью. С него вычли 24 тысячи за еду и проживание в то время, как он не работал, находился у позиции и ничего не делал. А так в полном объеме. Он приехал в Уфу с просроченной миграционной картой, о чем нас не оповестил. У нас был еще один такой случай, но вот сейчас работает мастер из Лисаковска, мы ему сделали прописку, сопроводили в МФЦ, заплатили за него штраф, потому что человек хорошо работает. А когда человек начинает лодырничать и прыгать – его право уезжать домой...
Жестоко обманули
Жертвами стали не только казахстанцы-вахтовики, но и россияне. Бывший ведущий специалист по подбору кадров «Спецтехсервиса» Анастасия подтвердила – ребят из Казахстана и других сотрудников кинули.
– Нас жестоко обманули. И кинули. Далее путем обращений им выплатили почти всю сумму, без 30-40 тысяч. Регистрацию им не сделали, хотя обещали. Я уволилась, мне не заплатили ни копейки, буду судиться, – резюмировала женщина.
К слову, во время подготовки материала к печати и после разговора корреспондента «КН» с Эдуардом Хасаншиным Анастасия написала: «После обращения сегодня перевели из 120 тысяч 21 тысячу». Скорее всего, совпадение...
ВМЕСТО ВЫВОДА
В Управлении по инспекции труда Костанайской области прокомментировали: граждане РК, которые едут работать за границу, с жалобами и претензиями должны обращаться в уполномоченные ведомства по месту работы. Поэтому статистики по вахтовикам региона в управлении нет. История нашего читателя – не обязательный сценарий. Но быть бдительными не помешает.