Заставить персонажа выйти из картины и жить дальше. Такую непростую задачу поставила перед собой креативный костанайский фотограф Анастасия ШЕДА.
В арт-проекте «Живые картины» нашло отражение все, чему училась Анастасия. Первое актерское образование помогает ей срежиссировать ситуацию, второе, психологическое – настроить героев и вытащить наружу их эмоции, курсы фотографии – облечь все это в форму, в которой тонко переплетаются классическая живопись и цифровые технологии.
– Эксперимент начался, когда я поступала на Science-art в Италии, – рассказывает девушка. – Я взяла за основу картину «Маленький больной Вакх», которую Караваджо написал еще в самом начале своего пути. Перевела ее в фотографию. Идея была в том, чтобы развить мысль, а что было дальше, после написания этой картины? Ведь на холсте запечатлен всего один момент...
Корреспондентам «КН» посчастливилось своими глазами увидеть процесс создания очередной живой картины. Это были «Муки творчества» Леонида Пастернака. Съемка, которая проходила в музее книги Толстовки, превратилась в перформанс. В кадре был настоящий поэт Татьяна Щербинина (Тихомирова), которая писала самые настоящие стихи. Приглушенный свет а-ля керосиновая лампа, реквизит в духе конца позапрошлого столетия, всполохи фотоаппарата, на долю секунды возвращающие в реальность.
– Тяжелая мысль, не пишется, застряла рифма, – командует Анастасия.
«Муки творчества». Художник Леонид Пастернак
Муки творчества длились недолго и оказались продуктивны – на свет появились стихотворное и фотографическое произведения. Оба автора довольны, хоть и немного эмоционально измотаны. ...
Предваряя вопросы: в Италию Анастасия Шеда так и не поехала, хотя и сдала все экзамены. Семейные обстоятельства. Сейчас на девушке, которой скоро исполнится 28, лежит ответственность за воспитание 11-летнего брата. Силы характера Анастасии не занимать. Днем она трудится в центре реабилитации, помогая людям восстанавливаться после инсультов, вечерами фотографирует и подрабатывает репетитором английского языка. Как ни странно, в медицину ее привело... творчество.
«Муки творчества». Фотограф Анастасия Шеда
– Первое образование я получила в Екатеринбургском театральном институте, – рассказывает фотограф. – Уже на втором курсе поняла, что сцена не мое. И тем не менее окончила институт с красным дипломом, меня даже попросили остаться подмастерьем в помощь следующему курсу.
Параллельно училась на телеведущую. В какой-то момент решила, что система Станиславского мне не близка, хочу работать по Чехову. Имеется в виду не Антон Павлович, а Михаил Александрович, его племянник, учение которого предполагает психологизм в актерском ремесле. В процессе пришло понимание, что надо выучиться на психолога. Выбрала нейропсихологию как наиболее перспективное и интересное направление. Применить его в сочетании с театральным мастерством пока не получается, но меня пригласили поработать в реабилитации. Сейчас помогаю людям восстанавливать пластичность мозга после инсульта.
Несмотря на большую загруженность, Анастасия остается верна фотографии. В планах – соединить кино и фото. Первой в этой серии стала съемка по мотивам российского фильма «Брат». Снимки, для которых Насте удалось найти удивительно похожего на Сергея Бодрова персонажа, дышат атмосферой 90-х. Куда забросит фотографа ею же изобретенная машина времени в следующий раз, остается только гадать...