Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
АЛИМЕНТарный вопросКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93АЛИМЕНТарный вопрос

АЛИМЕНТарный вопрос

Более миллиарда тенге задолжали своим детям недобросовестные родители в Костанайской области. Сумма могла быть намного меньше, если бы судебные исполнители работали усерднее. Но, увы, рычагов давления нет – даже в случае полного бездействия лишить их лицензии очень сложно...

 
Рисунок Владимира Берёзкина

Неприкосновенная лицензия

В номере «КН» от 26 ноября мы писали о вопиющем случае, когда девушка с ДЦП получила травму, разыскивая судебного исполнителя Жаная Нысанова Хождение по мукам»). За пол­тора месяца по исполнительно­му листу не было сделано ров­ным счетом ничего. Совпадение или нет, но после того, как ситу­ация получила огласку, все ре­шилось на удивление быстро и просто. Мама девушки Наталья Войцех позвонила в редакцию, чтобы поблагодарить и сооб­щить, что дело передали дру­гому судоисполнителю, и уже в этом месяце дочь получит поло­женные ей алименты.
 
История с хэппи-эндом полу­чила неожиданное продолже­ние. В «КН» обратились пред­ставители Департамента юсти­ции и рассказали, что судебного исполнителя, из-за которого по­страдала девушка, не так давно пытались лишить лицензии. Но не смогли, хотя и имели законо­дательный козырь на руках.
 
– В 2020 году в Закон РК «Об исполнительном производстве и статусе судебных исполните­лей» были внесены изменения, ужесточающие ответствен­ность ЧСИ, – объяснил заме­ститель руководителя Депар­тамента юстиции Манас Касы­мов. – В частности, в ст. 144, в перечень оснований для лише­ния лицензии, внесли непри­нятие в течение одного месяца мер принудительного исполне­ния по социально значимой ка­тегории дел. К ней относится и взыскание алиментов. Процеду­ра лишения проводится в судеб­ном порядке. Однако на практи­ке мы столкнулись с тем, что в большинстве случаев нам отка­зывают в удовлетворении исков без особых на то оснований.

Хроника обманутых детей

Статистика весьма красно­речива. В 2020 году Департа­мент юстиции направил пять исков о лишении лицензии нерадивых судебных испол­нителей, из них удовлетво­рили лишь один. В 2021-м из четырех кандидатов на вы­лет прекратили деятель­ность два. В этом году столь­ко же, но и претендентов было больше – шесть.
В каждом из исков – хроника обманутых детей. Десятки ис­полнительных производств бро­шены на разных этапах. И это не те дела, где алиментщики – асо­циальные личности без гроша в кармане, с которых нечего взять. У большинства должников есть работа, имущество, приличные машины. Нет одного – желания помочь своим детям. И некото­рые судебные исполнители вся­чески им в этом потворствуют: не направляют извещения сто­ронам производства, не выносят постановления об определении задолженности, не принимают меры по запрету выезда долж­ников за пределы РК и установ­лении имущества...
Некоторые производства ле­жат мертвым грузом в базе годами. Миллионы, которые родители должны своим де­тям, складываются в огром­ную сумму – 1 059 503 255 тенге. И это лишь официаль­ная цифра по Костанайской области. Реальное положе­ние дел куда печальнее.
Собственно, закон ужесточи­ли для того, чтобы решить про­блему с алиментами. Законода­тели справедливо полагали, что лишение лицензии – мощный аргумент в пользу того, чтобы судоисполнители работали по таким делам добросовестно. Но на деле кнут действует выбо­рочно.
 
– Судебная практика неодноз­начная, – говорит Манас Касы­мов. – Иски все идентичные, по каждому мы проделываем серь­езную работу – выходим на про­верки, анализируем документы, тщательно разбираем каждое нарушение. Но по одним искам суд удовлетворяет наши требо­вания по лишению лицензии, а по другим – нет. И последних намного больше.
 
Логика у каждого судьи своя. Например, в решении по делу Жаная Нысанова такие доводы: «...Суд принимает во внимание, что на исполнении у частного судебного исполнителя нахо­дятся 1261 исполнительное про­изводство, в том числе по взы­сканию алиментов – 202, что подтверждает факт большой нагрузки». В числе других ар­гументов – двое детей на ижди­вении, благодарственные пись­ма, устраненные нарушения и отсутствие значительного (!) ущерба интересам государства.
По словам представителей Департамента юстиции, та­кие решения развязывают руки судебным исполните­лям, которые работают с бо­лее денежными для них де­лами, игнорируя навязанное им государством взыскание алиментов.

Человеческий фактор

Мы решили выяснить, на­сколько вообще проблематич­но работать с алиментами. Мо­жет, есть какие-то объективные причины, тормозящие этот про­цесс? Для этого встретились с судебным исполнителем Са­нией Байбатыровой, у которой сейчас в производстве находит­ся 90 таких дел.
 
– Нельзя сказать, что это сложная категория, – говорит Сания Ануаровна. – Тем более мы сейчас работаем по базе, где можно одним нажатием кнопки получить всю необхо­димую информацию – о пенси­онных отчислениях, наличии имущества и транспорта долж­ника. Чаще всего наложение ареста на счета или приоста­новление водительских прав является действенным инстру­ментом в борьбе с неплатель­щиками. Однако есть и такие, кто принципиально обжалуют размер задолженности в суде. И, как правило, это обеспечен­ные люди. Сейчас, например, судимся с предпринимателем, который владеет торговым центром, ездит на «Кадилла­ке». Раньше у него было ИП, он указывал минимальную зара­ботную плату и от этой суммы отчислял ребенку чуть больше двенадцати тысяч в месяц. Ког­да мы увидели его реальные доходы, выставили задолжен­ность в один миллион семьсот тысяч тенге, но он эту сумму не признает и пытается оспорить.
 
Есть среди злостных непла­тельщиков и предприниматель с задолженностью... 27 милли­онов тенге. Владелец прибыль­ного строительного бизнеса ка­тегорически не хочет общаться с ребенком от первого брака и помогать материально. Все, что получает его сын – десять ты­сяч тенге ежемесячно. И то эти деньги перечисляет вторая жена бизнесмена, которая отнеслась к ребенку лучше, чем его род­ной отец. Тем временем муж­чина с апреля судится за свои деньги с ЧСИ.
 
Это, скорее, исключение. В остальном дела по взысканию алиментов – обычная рутинная работа, которую просто не все выполняют в срок и качествен­но.
 
По официальным данным, предоставленным Департа­ментом юстиции, на сегод­няшний день в регионе 1721 должник.
 
– Все зависит от конкретного человека, – считает Сания Бай­батырова. – Мы все занимаем­ся делами по алиментам: они к нам приходят по базе. Но кто- то считает, что это невыгод­но. Дело в том, что ЧСИ полу­чают один МРП (3063 тенге в 2022 году) с каждого должника ежеквартально, в то время как на других делах можно зарабо­тать больше. По этой причине у отдельных представителей профессии до дел по алиментам руки доходят в последнюю оче­редь. Причем иногда там и вре­мени-то совсем немного нужно потратить. Например, мне не­давно передали дело другого судебного исполнителя. Долж­ником оказалась женщина, у которой зарплата 450 тысяч тенге. Двое детей живут с быв­шим мужем. Задолженность по алиментам составляла два мил­лиона семьсот тысяч тенге. Мы ей закрыли банковские счета, и она тут же полностью погасила долги.
Вот и получается, что взы­скатели по алиментам и их дети вынуждены играть в русскую рулетку. Нарвешься на добросовестного судоисполнителя – будет ребенку счастье, нет – жди обещан­ного годы и ходи по инстан­циям. Принятые в 2020 году изменения могли бы сыграть роль рычага давления, но пока закон – что дышло, на­вести порядок в исполни­тельной системе не удастся.
Надежда КОВАЛЬСКАЯ  
Просмотров: 5001
Нравится: +0
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран