Египтянин, которому в Костанае отказали в статусе беженца: жертва государственной системы или беспокойный «пассажир» на казахстанской земле?
Сегодня в костанайском суде начнется процесс по делу Фоули – гражданина Египта, который настоятельно просит присвоить ему статус беженца. СМИ уже сделали его жертвой египетских властей, а заодно и казахстанских полицейских, которые отказали Фоули в убежище. Но так ли все однозначно? Мы тщательно изучили это необычное для нашего региона дело. И вскрылись такие подробности, которые не афишировали ни сам египтянин, ни Костанайский филиал международного бюро по правам человека, который активно защищает его позицию.
В кадре
35-летний гражданин Египта Мохамед Фоули Таха Елсайед уже несколько раз был героем публикаций в местной прессе, новостных сюжетов на республиканских телеканалах. Он рассказывал, что на своей родине после критики правительства Египта в Интернете получил такое сообщение: «Мы проверили Ваш профиль, Ваше имя Бассем Фоули, мы поймаем Вас с помощью программного прослеживания, так же мы поймали всех активистов».
Эту причину Фоули называет основной, по которой решил просить статус беженца в нашей стране. «Я нахожусь в Казахстане, потому что боюсь вернуться в Египет. Там меня могут убить. Или я могу исчезнуть, как тысячи людей исчезли, – заявил Фоули в интервью телеканалу «Астана».
Вот только миграционная полиция в его просьбе отказала, и египтянин обратился в суд. Костанайский филиал Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности (КМБПЧиСЗ) активно поддерживает Фоули. Правозащитники, например, написали письмо в Департамент миграционной полиции МВД РК, суть которого сводится к тому, что силовики нарушают Закон РК «О беженцах», а также Женевские конвенции 1949 г. о защите жертв войны и Дополнительный протокол к этим конвенциям (1977г.), касающийся жертв международных вооруженных конфликтов. К этим документам Казахстан присоединился более 20 лет назад.
Выходит, что Бассем Фоули – жертва, бежавшая от возможных репрессий своего египетского режима, а казахстанская полиция отказывает ему в статусе беженца. Узнав через СМИ об этом случае и прочитав обращение правозащитников в миграционную полицию, любой человек решит однозначно: бедный египтянин, суровый Казахстан, соблюдение международного законодательства под большим вопросом, Фоули на Родину никак нельзя – могут убить, он сам так сказал.
Браки с иностранцами в Костанае – не редкость. Только с начала года жители области 36 раз шли под венец с гражданами других государств. Это примерно один из каждых 17 уже заключенных в 2015 году браков (всего – 614). Больше всего – с россиянами. Восемь браков с гражданами Германии, шесть – Узбекистана, два – Армении и по одному – Азербайджана, Украины, Беларуси, Кыргызстана, США.
Статистика разводов с иностранцами не ведется.
По данным областного ЗАГСа
За кадром
Это первая и пока единственная такая история в нашей области. А потому мы решили вникнуть в ситуацию глубже – всё-таки речь идет об имидже страны. По этой причине мы нашли экс-супругу Бассема Фоули. Девушка категорически не захотела, чтобы публиковали ее имя и фамилию. Поэтому назовем ее, например, Светой.
Как рассказала Света, с Фоули она познакомилась по Интернету. Поженились. В январе развелись. Света не стала выкладывать подробности. Они есть в официальных документах. До развода молодая женщина дважды обращалась в полицию с заявлением – привлечь Бассема Фоули к уголовной ответственности за то, что он осенью минувшего года поднимал неоднократно на нее руку. После одного из таких случаев Светлана проходила курс лечения. Об этом ни по телевизору, ни в письмах правозащитников ни слова. Полиция в своих постановлениях факты побоев и скандалов признавала, но уголовное дело не возбуждала. Почему – тема для отдельного разбирательства. Но факт есть факт. Есть и другие, о которых сообщила теперь уже бывшая жена египтянина:
– Я сомневаюсь в его честности. Потому что у него было много фальшивых справок, в том числе из Каирского университета, печати казахстанского банка. Я их отдала в полицию.
– Вы рады, что развелись?
– Да.
– Вы били свою жену? – этот вопрос мы задали уже Бассему Фоули, когда беседовали с ним в офисе Костанайского филиала КМБПЧиСЗ.
– Я не получал никакой информации от полиции по этому вопросу. После развода жена не отдала мои вещи, я записал разговор с женой на эту тему. Это ее мать меня била…
При этом Фоули несколько раз спрашивал, откуда нам известна эта сторона его жизни в Костанае.
В нашей области иностранных граждан немало. Имеют вид на жительство в Казахстане 6,2 тысячи человек. 400 из них – граждане из стран дальнего зарубежья.
По данным ДВД Костанайской области
Взывая к полиции, правозащитники упоминали Женевские конвенции. Не станем упоминать иные правовые документы, в которых речь идет о бытовом насилии и государственной защите от него. Между тем наши дамы ментально устроены так, что сор из избы выносят только в крайних случаях. Посему около четырех с половиной тысяч только доказанных полицией (были составлены административные протоколы) случаев семейно-бытового насилия за минувший год в нашей области вряд ли отражает реальную картину этой беды в регионе. Отсюда вопрос: нужен ли стране беженец, который эту малоприятную статистику усердно пополнял?
Почему эта ситуация со статусом беженца вообще возникла? В полиции уверены, что Фоули стал просить статус после семейных скандалов. А после развода с женой у него вообще заканчиваются законные основания находиться в нашей стране. Кроме того, египетского гостя вряд ли можно назвать законопослушным. Он уже не раз платил административные штрафы. Миграционная полиция привлекала его к ответственности. Например, последний раз за то, что Фоули приехал в Костанай, а сам указал адрес проживания в Житикаринском районе, один раз не пришел регистрироваться в миграционную полицию. По этой причине, пояснили нам в ДВД области, египтянин по закону в течение года не может просить статус беженца. Теперь в деле будет разбираться суд. Сегодня запланировано начало процесса: с заявлением к Фемиде обратился Фоули, он настаивает на присвоении статуса беженца.
Кстати, сей статус в нашем регионе ни разу не присваивали. Ранее вообще и просителей-то не было. Закон РК «О беженцах» был принят всего четыре года назад, когда после активизации талибов в Афганистане на юг Казахстана потянулись жители этой страны. А в нашей области Фоули стал первым иностранцем, кто попросил убежища. Второй случай – гражданка из Донбасса. Но она отозвала свое заявление.
Если суд решит, что египтянину законно отказано в статусе беженца, то ему дадут срок на то, чтобы накопить деньги на обратный билет. В полиции пояснили, что при таком развитии событий, если Фоули не покинет страну добровольно, то может быть привлечен к уголовной ответственности, и суд вынесет решение о его выдворении. Мы будем следить за развитием этой необычной для нашего региона истории.
Комментарий
Доказательств.net
Кайрат ДУТПАЕВ, начальник управления миграционной полиции ДВД Костанайской области:
– Для присвоения статуса беженца Фоули недостаточно оснований. Заметьте, он уже седьмой раз находится на территории Казахстана! Следовательно, если бы на его родине была реальная угроза его жизни, свободе и так далее, то египетские власти столько раз не выпускали бы его за пределы страны. Тем более общеизвестно, что в Египте очень сильная система работы полиции. У Фоули нет документальных подтверждений того, что его на родине преследует. Например, это могла бы быть повестка из полиции – явиться на допрос, беседу. Есть только сообщение на его электронном адресе. Но многие школьники теперь могут отправить сами себе на электронную почту любой текст. А Фоули – специалист в области компьютерного программирования. Кроме того, любой иностранный гражданин, тем более если он состоит в браке с казахстанцем, имеет все основания получить вид на жительство. И спокойно жить в течение 10 лет, затем срок продлевается. И так только в нашей области проживают много иностранцев. Правда, по закону для этого иностранцу надо подтвердить свою платежеспособность: на месяц-два положить на свой банковский счет 1130 МРП (порядка 2,5 миллиона тенге или $13,5 тысячи. – Прим. авт.). Но Фоули сказал, что денег у него нет. Однако он же живет на какие-то средства. К тому же, за тот долгий срок, что он в Казахстане, мог бы и накопить эту сумму, если стремится остаться в нашей стране. Заметьте, Фоули утверждает, что получает переводы из Египта от компании, в которой работает. Если бы его преследовали на родине, то заблокировали бы счета.