Обсуждаем тему: Кандидат и альтернатива.
Эксперт: Гульмира КАПЕНОВА, депутат Костанайского областного маслихата.
Акценты расставлены
– Гульмира Амангельдиевна, в Костанайской области депутаты одними из первых в стране выбирали главу региона...– Уточним формулировки. Сразу после референдума в Указе Президента была прописана процедура получения согласия депутатов маслихата на назначение главы региона. Элемент выборности просматривается, так как мы голосовали. Представитель Президента, в нашем случае это был Премьер- министр, предложил две кандидатуры, из которых надо было выбрать одну, дать согласие. То есть это, по сути, косвенные выборы, когда голосует не все население, а выборщики.
– Означает ли это, что следующим шагом станут прямые выборы акимов областей?
– Пока даже ожидать нет оснований. Акценты были расставлены еще до референдума. Как будет происходить переназначение акимов регионов в ближайшем будущем, было обнародовано, а по итогам референдума закреплено в Конституции. Поэтому депутаты знали, как реализовать свое законное право. Процедура переназначения на альтернативной основе прошла без сбоев.
Есть ли проигравшие?
– В чем видите ее преимущество? Если основной претендент на пост акима очевиден, то альтернативный заранее проигрывает. Вот здесь и кроется вопрос.– Дело не в том, что кто-то из претендентов сильнее или слабее. Когда предусматривается голосование, проигравший должен быть. Но проиграл ли он? Уже то, что его заявил Президент, обращает внимание на личность. Это кадровая политика в целом и карьерный рост экс-кандидата в частности. Если проанализировать последние десятилетия развития регионов, то мы никогда не знали даже приблизительно, кого Президент или его администрация видят кандидатами на управление. Сейчас, как я считаю, обозначилась возможность формировать скамейку запасных, о которой все много говорят.
– Голосование открытое, получить ноль голосов альтернативному кандидату, скорее всего, было невозможно. Может, заранее определился круг «кто за кого»? Скептики этого не исключают.
– Мне никто не говорил, за кого надо голосовать. Думаю, другим депутатам тоже пальцем не показывали. Легко ли дался выбор? Опять же на своем примере: я голосовала за Аксакалова, исходя из его подходов к молодежной политике еще в Тарановском (ныне Б. Майлина) районе.
В начале 2000-х я работала в молодежке областного акимата. Бюджетных средств на программу работы с молодежью выделялось два миллиона тенге, по тому времени нормальная сумма. В Тарановке (ныне райцентр Айет) только на один свой район нашли возможность выделить миллион тенге. Команды КВН, общественные организации стали лучшими в области. Первый в регионе молодежный ресурсный центр открыли в Тарановке. Первым госслужащим, который получил общественную премию «Шапағат» за работу с детьми и молодежью, был Аксакалов.
Я была в Петропавловске в 2016 году, потом в 2018 году, а потом я туда приехала в 2019-м и увидела, как там все меняется. Для меня это значимый аргумент в его пользу.
– В этом контексте у приверженцев альтернативного кандидата были реальные аргументы?
– Аслана Жаныспаева достаточно хорошо знаю, работала с ним как депутат, когда он возглавлял управление по делам предпринимательства и индустриально-инновационного развития нашего региона. Он человек креативный, открытый, быстро думающий, умеющий воспринимать информацию. Думаю, что предприниматели находили у него понимание, он видел их проблемы.
Но его знают по одной этой структуре. Сейчас перешел в СПК «Тобол». Если он хорошо покажет себя и в других сферах, то в будущем у него есть реальный шанс преодолеть рамки альтернативного кандидата. Его нельзя считать проигравшим. Как показало голосование, часть депутатов, особенно молодых, поддержала Жаныспаева. Это символично.
– Программы, с которыми вышли к депутатам претенденты, имели значение?
– Мы заслушали обе программы. Конечно, Кумар Иргибаевич охватил практически все гвозди, на которых держались ожидания депутатов. Было видно, что он знает регион изнутри, и было видно, что он знает, из чего состоит управленческая функция руководителя региона. Какие решения ему придется принимать, на что он должен нацеливать команду – все в программе было. Совместить экономику и идеологию даже теоретически непросто, но у Аксакалова всегда получалось.
Про диссонанс
– Присутствие Алихана Смаилова довлело над аудиторией? Хотя, может, и неполиткорректно это обсуждать...– Внешне не выглядело, что кому-то отдается приоритет, были совершенно равнозначные условия представления кандидатов. Премьер-министр без эмоций, скажем так, зачитал справки о кандидатах, обоим предоставили трибуну.
Единственное, и это сугубо мое мнение, система госуправления в нашей стране на сегодняшний день и управление регионами выглядят таким образом, что региональные управленцы, к сожалению, очень зависимы от решений, принимаемых центральными госорганами. Развитие региона очень часто зависит напрямую от личности его руководителя, от его деловой хватки и связей, от его умения отстаивать регион, приводить сюда инвестиции и так далее.
И понимая это, ты отдаешь голос за того, в чьем профессионализме не сомневаешься. Но лично у меня есть сомнения в том, что сегодня существует великая необходимость прямо или косвенно выбирать акимов областей.
– Готовы ими поделиться?
– Сомнения появились, когда стали выбирать акимов сел и сельских округов. Претендент формирует программу, обещает сделать для села или округа полезные, нужные вещи. За него проголосовали, он становится акимом и автоматически встраивается в вертикаль власти – через акимов района, области и до самого верха.
Нередко возникает диссонанс между госуправлением и самоуправлением – это серьезная проблема, которая может вылиться в недоверие со стороны избирателей, как минимум. Население скажет: нам обещали и не сделали, – а это часто бывает. Если мы начнем проводить полноценные выборы глав регионов, может случиться то же самое. Кандидаты в акимы области будут привлекать электорат под свои знамена, но чтобы потом по одобренным народом программам работать, их надо будет согласовывать с администрацией Президента, с правительством. Не факт, что там все обещанное примут, что совпадут все планы, доходы, расходы и так далее.
Чтобы не возникало жестких противоречий, нужно провести кардинальные, глубокие, всеобъемлющие реформы в системе управления регионами. Не уверена, что мы готовы к этому, по крайней мере до тех пор, пока не будет повышена роль местного самоуправления в принятии управленческих решений в регионах.
– Подведите черту...
– Совсем недавно прошли президентские выборы. Страна оказала доверие Касым-Жомарту Токаеву. В том числе в решении кадровых вопросов. Доверили Президенту, значит, доверили и главе региона.