В Карасуском центре оказания специальных соцуслуг готовятся сразу к нескольким праздникам. День независимости, Новый год, а еще юбилей центра. В декабре ему исполняется 30 лет.
Почти все одиноки...
За три десятка лет название Центра оказания специальных соцуслуг в Карасу менялось не раз. Предназначение всегда было одно – ПОМОГАТЬ. Только раньше здесь жили лишь одинокие престарелые, а сегодня и инвалиды I, II группы.
К юбилейной дате здесь готовятся основательно. Проводят косметический ремонт, готовят концертную программу, обновили интерьер любимой всеми комнаты отдыха.
– Сегодня у нас проживают 57 человек, – рассказывает директор центра Назира Утешева. – Приезжают со всей Костанайской области. Если говорить о контингенте, то преобладают, конечно, пожилые. Средний возраст наших подопечных 75- 80 лет. Старше 90 лет – шесть человек, старше ста лет – наша любимая ажека Злиха Бельгибаевна. Ей 103 года.
Почти все одиноки... Есть несколько человек, у кого есть родственники, но они не могут ухаживать или живут очень далеко. Для того чтобы к нам попасть, человек пишет заявление. Бывает, что его пишут доверенные лица или, например, акимы сельских округов.
– Не тяжело возрастным людям жить по распорядку? У вас прямо на входе расписание дня.
– Да нет, они и так встают и ложатся рано. Если хотят отдохнуть в течение дня, им, конечно же, мешать никто не будет. Единственное, что строго по расписанию, – лечебные процедуры и прием пищи.
Особенные
Почти во всех комнатах центра по два жильца, свой телевизор, холодильник, тумбочки и шкаф, в каждом блоке – отдельный санузел.
– Вот здесь комната для релаксации и занятий с психологом, медкабинет, процедурный. Вы же понимаете, наш контингент особенный. Необходим круглосуточный контроль, помощь. Иногда и экстренная, – говорит Назира Утешева. – А вот здесь у нас своя студия звукозаписи (импровизированная и маленькая, но своя). Тут мы записываем музыкальные композиции к праздничным мероприятиям. А вот тут парикмахерская, сами стрижем своих подопечных. Здесь у нас проходит ЛФК – лечебная физкультура.
– А этот дедушка за компьютером?
– Занятия по компьютерной грамотности.
– Актуально для ваших подопечных?
– У многих из них инвалидность или хронические заболевания. Им положены льготы, средства по уходу, лечению. Они их оформляют самостоятельно через электронный портал при помощи ЭЦП. Учим азам. Знаете, как им нравится!
«Ты пиши, а я скажу»
Дедушка за компьютером что-то усиленно списывал с экрана. Подходим ближе – переписывает стих-поздравление.
– Занятия уже закончились, это его личная просьба, – поясняет сотрудник центра. – Готовит сюрприз сестре на день рождения.
Присаживаюсь рядом, чтобы познакомиться. Реакции нет.
– Глух, – говорит кто-то за спиной.
– Совсем?
– Совсем.
И тут дедушка поворачивается и с улыбкой говорит: «Дочка, так ты в своем блокноте мне пиши, а я отвечу. Это я слышать не могу, а говорить – очень люблю».
Пожалуй, это было самое необычное интервью. Адильбек Исаев, действительно, готовил подарок старшей сестре. Но открытка – не все. Адильбек Жулманович вскакивает из-за стола и голосом, не предполагающим возражений, командует: «Пошли покажу».
Уверенной походкой по коридорам центра ведет нас куда-то, буквально на каждом шагу проверяя, идем ли мы следом. Приходим в комнату, дедушка по-хозяйски берет табурет, встает на него и лезет на шкаф за стареньким чемоданом. В тот момент, когда он открывал чемодан, было ощущение, что он достает сокровища. Да так оно и есть!
– Вот, смотри, дочка, что я научился делать – картины из пластилина! Сначала нарисовал, а потом пластилином сверху. Букет для сестры. Видишь, какой красивый! А главное, с душой. Душа – это вообще главное для каждого. Ой, я ж еще Деда Мороза делаю. Ну-ка, пошли за мной!
Творят!
Дружной компанией перемещаемся в класс трудотерапии. Как же здесь красиво! Все творения – дело рук здешних обитателей. Пока Адильбек Жулманович не без гордости позирует перед фотокором с пластилиновым Дедом Морозом, расспрашиваю.
– Самая главная задача трудотерапии – сохранение мелкой моторики у наших подопечных, – говорит инструктор Елена Талах. – Ну и, конечно, реализация творческих позывов, эмоциональное здоровье. Используем абсолютно разные техники: выжигание, лепка, квиллинг, оригами, работа с природным материалом. Что мы только не творим!
– Занятия по расписанию?
– Расписание есть. Но дверь в мой кабинет открыта всегда. Сейчас вот, видите, снежинки делаем. Будем к Новому году наше здание украшать. И игрушки сделаем на елку. У нас есть и лежачие подопечные. К ним я хожу сама. Провожу уроки по рисованию пальчиковыми красками, делаем творческие работы. Максимально стараемся сохранить подвижность рук.
Паллиативка
Здесь, в паллиативном отделении, самые тяжелые подопечные центра. Елена Талах при нас проводила занятия с Сергеем Кисляком. Ему 50 лет. Был служивым человеком, в двадцать с небольшим возвращался с работы в форме, его избили. И все. С того времени прикован к постели. Говорить не может, но все понимает, кивает или отрицательно машет головой. Очень любит рисовать, немного получается писать. И это победа для Сергея. Раньше за ним ухаживала мама, но сейчас в силу возраста и состояния здоровья не может... Навещает брат...
– Для кого-то такие занятия могут показаться несерьезными, но для нас каждая буква и каждый рисунок – это победа, – отмечает инструктор по трудотерапии. – Не для красного словца скажу: мы любим и дорожим каждым, кто живет в нашем центре.
Девчата
– Они нас, правда, любят, – говорят самые взрослые жительницы центра. Галине Яцуненко 95 лет, Злихе Ногайбаевой – 103. Живут в одной комнате дружно, поют песни на разных языках, часто вспоминают прошедшие годы. И как скот в Троицк пешком гнали, и как работали в цехах, на заводах без выходных и праздников. Как выросли в послевоенные годы, как верили в светлое будущее. Воспоминаний много. Можно книжку писать.
– Сейчас, конечно, мы уже не такие активные, – вздыхает Галина Григорьевна. – Здоровье шалит, болит то тут, то там. Но нам девчата помогают. И врачи, и санитарки. Не обижают нас.
– Да, жаловаться грех, – вторит Злиха Бельгибаевна. – Галя, мы с тобой прожили долгую жизнь, наших лет другим бы на две жизни хватило. Поэтому надо ценить наш возраст, то, что было, то, что есть.
– Ценю. Особенно ценю отношение коллектива нашего дома престарелых к нам. Они для нас ближе, чем свои...