Жители лисаковской девятиэтажки больше года живут без лифтов. Причем наблюдают их из окна. Коробки с оборудованием морозятся на земле у дома.
Опасно
Лифты в первом и пятом подъездах дома №19 пятого микрорайона демонтировали еще в прошлом году. В каждом из подъездов по 36 квартир, большей частью жильцы пенсионеры. Выходить на улицу для них стало, мягко говоря, проблематично. В силу здоровья для некоторых практически невозможно.
В день, когда мы приехали, дверь в лифтовую шахту в первом подъезде была открыта на первом и восьмом этажах. На восьмом вместо пола был потолок кабины. Не огорожено, и вокруг никого. Безопасность оставляет желать лучшего...
Рабочие были заняты в лифтерской на девятом этаже. Нам они радостно сообщили: «Через неделю уже будут люди ездить!».
– Сегодня только начали работать, до этого никого не было, – парирует Любовь Сексяева. Она живет на девятом этаже, и кому, как не ей, знать. – Мы проводили собрание, вызывали телевидение, все обещают. Мы говорили, что на улице оборудование раскидано. Стоит больше месяца, мы за него переживаем, даже камер нет, никто не следил. Деньги же выделены. Тяжело без лифта. Особенно с дачи, а потом таскать банки в гараж – это издевательство.
Без охраны
О том, что лифтовое оборудование без присмотра больше месяца стояло под снегом перед подъездами, мы узнали от неравнодушных читателей. Опасения действительно не беспочвенны – во-первых, на морозе может пострадать электроника. Во-вторых – воры. Доходило до того, что жильцы сами стали следить за тем, чтобы коробки оставались целыми.
Вот и в воскресенье 4 декабря жильцы встревожились, увидев, что коробки с дорогостоящим оборудованием открыты (на снимке). Было видно, что внутри детали от лифтового оборудования. «Неужто все же разворовали?». Монтажник Жарылкасын Муратбаев уверил: бригада работала без выходных, в этот день производили монтаж оборудования в пятом подъезде. «Никаких открытых коробок не было, – убедительно заявил он. – Когда уходили, все закрывали. Комплектация полная, все на место поставили».
Лисаковск – один из немногих городов в Казахстане, где лифтовое оборудование в коммунальной собственности. То есть замену лифтов проводят за счет бюджета
Не повторится
Руководитель обслуживающей компании «Лисаковский лифт» Олег Мельник отмечает: новые лифты во многом лучше и безопаснее старых, но качество их все равно будут тщательно проверять.
– Полтора года после введения в эксплуатацию лифт находится на гарантии. Если что-то сломается, это ответственность подрядчика. Все приборы будем испытывать. Там несколько систем защиты. Электронная, механическая. Если скорость повышена, останавливается. С открытыми дверьми не поедет. Поэтому вряд ли что-то произойдет серьезное. Это современные лифты, очень отличаются от прежних. В комиссии по вводу лифтов в эксплуатацию будет заказчик – представитель отдела ЖКХ, исполнитель и мы. Я лично буду контролировать, чтобы все испытания провели как следует.
А ведь именно из-за того, что лифт поехал при открытых дверях, в 2017 году в Лисаковске произошла трагедия. Лифт застрял с двумя подростками внутри между седьмым и восьмым этажами. Юноши смогли открыть дверь и с помощью жильцов начали выбираться. Одному из них удалось это сделать, но когда вытаскивали второго парня, лифт внезапно поехал... 15-летний подросток погиб. Тогда следствие решило – виноват руководитель организации, обслуживающей лифты, – Олега Мельника осудили на четыре года условно.
– Когда никто конкретно не виноват, всегда ответственность ложится на руководителя. Но за мной оставили право занимать должность, – отметил мужчина.
Трагедия произошла в доме №29 шестого микрорайона. Тогда, в 2017-м, лифт здесь закрыли. Установили новый и запустили только в этом году – раньше не удавалось получить согласие двух третей жильцов, как положено по закону. Сейчас уже месяц, как новое оборудование запущено.
КОММЕНТАРИИ
«Сроки давно прошли»
Асылбек ТУРСУНОВ, руководитель отдела ЖКХ акимата г. Лисаковска:
– Тендер на закупку, монтаж, демонтаж выиграла алматинская фирма «КазЛифтМонтаж». С лета они должны были сдать работы, но до сих пор их не выполнили. Лифты смонтированы, двигаются вверх-вниз, у подрядчика есть недоделки – мы на них указали: отсутствие обналички на каждом этаже при входе в кабину. Из Алматы вылетел бригадир, который будет сдавать объект в эксплуатацию. Должны пройти испытания.
На самом деле сроки выполнения работ для подрядчика давно прошли – 20 октября. Мы подали в суд. За период с 20 октября до полного завершения работ им будет начисляться неустойка. Они заинтересованы в скорейшем завершении. Сейчас обозначен предварительный срок запуска – 19 декабря.
«Мы несём ответственность»
Тимур НУРМАГАМБЕТОВ, директор ТОО «КазЛифтМонтаж»:
– Мы выиграли тендер только в июле-августе этого года, к работам приступили в сентябре. Лифты эти уже закончены, 19 декабря будем сдавать комиссии. Сроки сдвинулись только из-за проблем с поставками электроники, которую у нас в Казахстане не выпускают. Остальное все привезли вовремя. Все с пониманием отнеслись.
Мы сами производим лифты в Талгаре. Была специфика – могли поставить оборудование из Китая, хорошее, но по просьбе эксплуататора приобрели определенные детали (чтобы не возникло проблем с сервисным обслуживанием). «Мозги» для лифтов, скажем так, заказывали, комплектовали сами. Лифты хорошие. На улице они стояли под защитой. Мы несем за это ответственность, там постоянно были люди, которые следили.
«Не допущу!»
За техническое обслуживание и текущий ремонт лифтов в Лисаковске отвечает ТОО «Лисаковский лифт». Его директор Олег МЕЛЬНИК ответил на вопросы наших читателей.
– Сколько времени еще понадобится для полного завершения работ?
– Работы еще очень много. Там щели толщиной в руку между кабиной лифта и стеной шахты, в полу щели. Это и безопасность – нога провалится, можно сломать. Полное техническое освидетельствование лифта должно пройти. Испытание грузами, статические, динамические, имитация, что канат лопнет... Все должно срабатывать, только после этого примут в эксплуатацию.
– Могло ли навредить оборудованию долгое нахождение на морозе?
– Возможно, могло. Чтобы быть в этом уверенными, нужно было проводить экспертизу. Это должна делать специализированная организация, имеющая аттестат, затем выдается заключение. Я не могу сказать ничего по условиям их хранения – это ответственность подрядчика. А сейчас уже все смонтировано, эту экспертизу провести нельзя. Время покажет, как это скажется. Первый месяц эксплуатации покажет. Я считаю, что месяц под снегом такого большого вреда не нанесет. По крайней мере, на безопасность это не повлияет, лифт не упадет.
– Подрядчик заинтересован в скорейшем завершении работ. Вы проследите, чтобы испытания прошли не только на бумаге?
– Конечно. Я имел опыт общения с прокуратурой, и у меня совсем нет желания повторения. Я лично буду следить за тем, чтобы все испытания прошли успешно. Могу даже вас пригласить. Пока все не будет сделано до конца, мы не примем лифты.
У остальных четырех лифтов этого дома еще не вышел срок эксплуатации – это 25 лет. По истечении этого срока проводится экспертиза на предмет продления срока службы. От года до трех продлевается, в зависимости от технического состояния. Дальше, в каком бы состоянии ни был лифт, эксплуатировать его запрещено. Всего в Лисаковске 65 лифтов. Морально устарели около пятидесяти из них, но технически они исправны и продолжают работать. Мы соблюдаем эти требования, я сам не допущу, чтобы работали неисправные.