Корреспонденты «КН» с термометром выезжают в учебные заведения, откуда поступают жалобы.
Холодный уголь
В антирейтинге нашего сезонного проекта «Тепло ли тебе, школа?» первое место поделили Докучаевская и Жамбылская школы села Караменды Наурзумского района. Еще в ноябре, когда ударили первые крепкие морозы, дети стали там мерзнуть на уроках. К декабрю в кабинетах похолодало настолько, что ученикам пришлось сидеть за партами в куртках и зимней обуви.Фото предоставлено родителями
– Администрация школы сократила уроки до 12.00, – рассказывает мама пятиклассника Галина Землянова. – Но проблему это не решило – дети мерзнут, многие уходят на больничный с простудными заболеваниями.
По многочисленным жалобам родителей 7 декабря представители Наурзумского райфилиала партии АМАNAT выехали в эти школы с проверкой.
«При осмотре отопительных систем установлено, что они работают в штатном режиме, но температура в учебных кабинетах ниже нормы. Средняя температура – 14°С. Учащиеся на занятиях находятся в верхней одежде, так как в кабинетах холодно, многие болеют», – отчитались о результатах проверки партийцы на своей странице в Instagram.
На фото, сделанном ревизорами, столбик термометра застыл на отметке 12. Такая температура держалась в Жамбылской школе.
Фото предоставлено родителями
Парадокс в том, что в котельной, от которой запитаны обе школы, совсем недавно поменяли котлы. Оборудование работает исправно.
– Причина в качестве угля, – объяснил аким Наурзумского района Кайрат Абишев. – Мы отправили его на экспертизу, ждем результатов. Дело в том, что уголь школы приобретают через госзакупки. Соответственно, побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену. Но вы сами понимаете, то, что дешево, не всегда качественно.
В акимате заверили, что делают все возможное, чтобы школьники могли учиться в комфортных условиях. 9 декабря в котельную подвезли две машины Майкубенского угля. Его смешали с тем, что был, и температура медленно, но верно стала подниматься. За четыре дня школы протопили до девятнадцати градусов, но глобально решать проблему будут только после экспертизы угля.
Как нам сообщили в ДЧС Костанайской области, масляные радиаторы в группах детских садов – прямое нарушение противопожарных норм. Вот только и холод – тоже нарушение..
Подвели батареи
Следующим пунктом нашего «холодного» рейда стал поселок Качар. На низкие температуры в яслях-саду №11 пожаловалась инициативная группа пап, что нас удивило и порадовало. Ведь обычно все детсадовские хлопоты ложатся на плечи мам.– Наша группа «Ромашка» находится на втором этаже, там очень холодно, – рассказал Мурат Конакбаев. – Как бы ни одевали сына, когда забираем – руки ледяные. Полтора месяца назад он лежал в больнице с пневмонией. С тех пор я его не вожу в садик, потому что боюсь за его здоровье. Даже сами воспитатели жалуются на холод, что уж говорить о детях, у которых еще иммунитет не окреп. Наша группа болеет почти полным составом.
Садик светлый, чистый, уютный. После недавнего ремонта. К слову, после него же на втором этаже стало холоднее. Старые добрые чугунные батареи заменили на радиаторы нового поколения, которые справляются со своими обязанностями хуже. В подмогу им установили мощные потолочные обогреватели, но и этого недостаточно. При входе в группу «Ромашка» в глаза сразу бросается масляный радиатор, стоящий в опасной близости от играющих детей. Трогаем – кипяток.
– Не боитесь, что малыши обожгутся? – спрашиваем.
– Нет, что вы, они знают, что к обогревателю подходить нельзя, – отвечает воспитатель.
И все же тревожно. Трехлетки непоседливы – могут расшалиться, толкнуть ненароком друг друга, бежать и не рассчитать траекторию... Причем заработать можно не только ожог – у радиатора достаточно острые углы. Но благодаря обогревателю в группе более-менее тепло...
В спальне заметно свежее. Ноги моментально стынут на полу, несмотря на ковровое покрытие. Балкон укутан в одеяло, но откуда-то все равно дует. Кладем термометр на детскую кроватку. Ждем.
– Да, родители жаловались, и мы донесли эту информацию до отдела образования, – рассказывает и.о. заведующей детского сада Галина Лебедева. – Со своей стороны администрация сада сделала все, что могла, – мы постелили ковровые дорожки, балкон утеплили. Каждое утро включаем обогреватели, чтобы дети не замерзли. Температура во всех помещениях соответствует нормам.
И до нормы она все-таки не дотягивает. Градусник на кроватке показал 17, тогда как по нормам для спален допустима температура 20-24 градуса.
Еще один измерительный прибор был в руках специалиста в сфере теплоснабжения Игоря Мауля, чей ребенок ходит в эту же группу. Вычислив площадь спальни и произведя другие расчеты, мужчина сказал, что в спальне должно быть 43 секции радиатора, а не 36.
Как бы то ни было, в отопительный сезон никто дополнительные радиаторы детям не поставит. Да и процедура долгая, учитывая все бюрократические проволочки с выделением средств и госзакупками. А малышам нужно помочь здесь и сейчас. И желательно без электрообогревателей.
Данные предоставлены управлением образования Костанайской области
Надевайте свитер!
Мы посетили и Озерную общеобразовательную школу Костанайского района. «В классах максимальная температура 12 градусов. Полшколы на больничном, не работает столовая, даже горячего чая попить детям негде», – такое обращение поступило в редакцию.Директор школы Жасулан Молдабеков нашему визиту не удивился, наоборот, с готовностью стал показывать градусники в кабинетах... на первом этаже. Там занимаются младшие классы, отметка на термометре – 23-24 градуса. На втором дела обстоят несколько иначе.
– У нас отопление из центральной кочегарки, в прошлом году она отапливала весь поселок с двух котлов, в этом году осталось четыре объекта – школа, дом культуры, больница и акимат – и один котел. Бывает тепло, бывает и прохладно. От родителей жалоб не было, дети – да, подходят. У нас одна смена. Мы рекомендуем, чтобы под пиджак надевали свитер, – говорит Жасулан Мухтарович. – Проблема есть. В 2011 году здесь меняли систему отопления. Видимо, что-то не так после этого работает. Нормам количество секций батарей в кабинетах соответствует. Опрессовку делаем каждое лето. Сменную обувь не заставляем носить, это только осенью и весной, когда грязь.
Что касается неработающей столовой, директор объяснил: повара болеют. Некоторые школьники тоже на больничном, но ни в одном классе их количество не превышает 30% – переводить класс на дистанционное обучение нет необходимости.
– Стараемся распределять детей так, чтобы не сидели в холодных кабинетах, – подчеркнул Молдабеков.
Мы измерили температуру в классе, где занимается среднее звено – кабинет информатики, 19 градусов. С учетом, что здесь до обеда работает больше десяти компьютеров, которые тоже дают определенное тепло. Корреспондент «КН» намеренно проходила по кабинетам школы без верхней одежды. Свежо, надо сказать.
Отправились в кабинет №27. Здесь проходят уроки. Наш результат – 18 градусов. В 2011 году по всей школе меняли окна на пластиковые. Сегодня стеклопакеты на втором этаже перемерзают – такого быть не должно. Батарея под окном частично холодная. На один кабинет три батареи по пятнадцать секций каждая – это соответствует нормам. Еще бы грели...
– На лето у нас запланирована установка газовой котельной, так как поселок газифицирован. Будут делать несколько вводов – здание большое. На первом этаже теплее. Администрация располагается там, как положено, – рассказывает по пути в самый холодный кабинет директор.
Угловой кабинет №35. Слив от батареи закрыт сооружением из пластиковой бутылки. «Здесь дети не занимаются», – сказал директор. «А что за конструкция на батарее?» – спрашиваем. «Слив закрываем. Каждый день спускаем воду, чтобы тепло было».
Судя по всему, не помогает. В кабинете наш термометр показал 16 градусов. При этом школьники, которых мы встретили на выходе из школы, парни из 8-го и 9-го классов, заверили – в 35-м кабинете у них проходят разные уроки и никто его не закрывает в холодную погоду.
При школе работает мини-центр с полным днем пребывания для детей от трех лет. Расположен на первом этаже. В день нашего приезда он был закрыт. Но в помещениях, куда зайти удалось, было тепло. Ни одного ребенка в этот день в мини-центре не было.
– Вы даете рекомендации, чтобы родители не приводили детей в морозную погоду?
– Нет, они сами так делают, кому-то есть с кем оставить, кто-то сам остается с ребенком. Звонят, говорят, что не придем, мол, холодно. Они потом пишут заявление, по какой причине отсутствуют, мы делаем им перерасчет, – объяснил директор.
Не подтвердилось
От родителей школы №18 г. Костаная поступило сразу три обращения о том, что в кабинетах холодно. Жалобы не подтвердились – мы замерили температуру в нескольких классах. Кроме того, в каждом из них висел свой термометр. Столбик везде не ниже 23-24 градусов. Дети как младшего, так и среднего звена сидят на уроках в рубашках и блузках с коротким рукавом и сменной обуви. К слову, о своих визитах мы не предупреждаем ни директоров школ, ни отделы образования.«Проветриваются...»
В классах Константиновской школы Костанайского района тепло, но дети все равно мерзнут. А все потому, что ходят по нужде... на улицу.
– В школе у нас есть туалет, – говорит мама пятерых детей Ботагоз Говорухина. – Но там проблемы с канализацией. Поэтому по-маленькому дети еще могут туда ходить, а по-большому – только на улицу. У нас даже решетки на унитазах ставили, чтобы этот процесс контролировать. Иногда даже туалет закрывали.Так уж вышло, что о нашем визите администрации школы стало известно заранее. Чем меньше поселок, тем сложнее что-то утаить. Поэтому нас определенно ждали. Туалет в школе был открыт, все сверкало чистотой. Уличный нужник же ничем не отличался от тысяч своих собратьев, раскиданных вдоль трасс, – довольно грязно и запах соответствующий. Видно, что им активно пользуются.
– Проблем нет, – сказала директор Константиновской школы Сауле Есимова. – Но есть дети, которые сами не хотят ходить в туалет в школе. Мы люди сельские. На улицу в основном ходят мальчики – проветриться. Мы же не можем им запретить.
Впрочем, как призналась потом директор, школьный туалет не раз фигурировал в ходатайствах администрации школы в адрес районных чиновников. Наконец в этом году свершилось – заявку на капремонт здания одобрили. Работы запланированы на 2023 год.
Объединимся?
«КН» продолжают акцию «Тепло ли тебе, школа?» Свои обращения вы можете оставлять в комментариях к этому материалу в соцсетях (аккаунты «КН») или отправлять на редакционный WhatsApp +7-777-442-11-22.
Кроме того, мы предлагаем активистам из НПО и родительской общественности, а также работникам образования создать мониторинговую группу, которая сможет беспрепятственно вместе с корреспондентами заходить в учебные заведения и проверять температуру в классах и группах детских садов.К слову, в Озерную школу «КН» пригласили Арайлым Аманкулову, уполномоченного по правам ребенка по Костанайской области. По итогу нашего рейда мы передали ей список с «холодными» адресами. «Чтобы решить проблему, буду выходить с письмом на имя акима области», – сообщила нам омбудсмен.
«ХОЛОДНЫЙ» СПИСОК
Жалобы, которые уже поступили в «КН» на данный момент:
«п. Ждановка, в школе холодно».«Проверьте школы. В 12 школе Рудного холодно, дети мерзнут».
«Нечаевская школа в классах по +16».
«22 школа, холодно. Учителя пишут одеваться детям тепло».
«г. Тобыл, 2 школа».
«В Заречном школа-лицей, очень холодно».
«Мичуринская – тоже есть классы, где очень холодно. Раз вообще в куртках весь день сидели».
«Школа им. Наушабаева в г. Тобыл – очень холодно. Учителя говорят одеваться тепло и не переобуваться».
«Школа 27 – прохладно».
«Садик «Алдияр» – тоже холодно, дети болеют».
«Школа №29 на Аэропорту, холодно».
(орфография сохранена)