Программа ArtSport под занавес года оказалась в центре коррупционного скандала – хищения в особо крупных размерах, «мертвые души», преподаватели с уголовным прошлым... Сделали ли госорганы и законодатели работу над ошибками и какие перспективы ждут самый масштабный детский проект в Казахстане, выясняли корреспонденты «КН».
Распробовали
А начиналось все красиво. Уникальная программа, позволяющая детям бесплатно посещать спортивные секции и творческие кружки, была встречена казахстанскими родителями с большим энтузиазмом. Разностороннее развитие ребенка – удовольствие не из дешевых, а в ДЮСШ попасть непросто. Воодушевились и предприниматели, ведь госзаказ – это гарантированные деньги, а значит, и уверенность в завтрашнем дне.
Платформа ArtSport, объединившая родителей, поставщиков и госорганы, официально заработала 1 мая 2021 года. Схема проста: родители заходят на портал, выбирают ребенку занятие по душе, регистрируют его и активируют ваучер. От мам и пап больше ничего не требуется. Разве что контролировать чадо на предмет пропусков, потому что прогулы без уважительной причины грозят вылетом из программы.
Изначально набор поставщиков шел со скрипом. Не все предприниматели понимали, что такое ArtSport и с чем его едят. Но к концу года распробовали, желающих стало больше. В полную силу государственный спортивный и творческий заказ развернулся к 2022 году. И настолько развернулся, что деньги, выделенные из местного бюджета в начале года, закончились уже в марте.
Предприниматели оказались в незавидном положении. Сначала они выживали за счет своих финансовых резервов, брали кредиты, потом обращались за материальной помощью к родителям с обещанием все вернуть. Бизнес воспринял подножку от государства болезненно – некоторые вышли из проекта и зареклись с ним связываться. Другие заняли выжидательную позицию. И, в общем-то, не прогадали. К концу года худо-бедно операторам удалось заткнуть финансовые дыры и полностью рассчитаться с поставщиками. В общей сложности по итогам 2022-го в Костанайской области было выделено 1,05 млрд тенге на творческий заказ и 1,13 млрд – на спортивный.
Кормушка
Но даже не это дискредитировало нужный детям проект. К концу года по всему Казахстану по итогам проверок были озвучены неприглядные и даже шокирующие факты.
В общей сложности более миллиарда тенге государственных денег осели в карманах недобросовестных предпринимателей и чиновников. Шесть тысяч казахстанских детей, зарегистрированных на портале, фактически кружки и секции не посещали. Очень много нареканий к помещениям – в ряде регионов ребята занимались в подвалах в условиях полной антисанитарии.
В Алматы, ЗКО, ВКО, Мангистауской области в студиях преподавали люди, которые вообще не имеют никакого отношения ни к спорту, ни к творчеству. Некоторые из них и вовсе за плечами имеют судимость – за вовлечение в проституцию и преступления против половой неприкосновенности (!).
В Костанайской областной прокуратуре по этому поводу выдали довольно скупую информацию:
«По результатам проведенной проверки установлено фактическое неоказание услуг девятью поставщиками при получении оплаты на общую сумму более 15 млн тенге. В настоящее время уполномоченными органами производятся дополнительные проверочные мероприятия, по завершению которых будет принято решение о начале досудебного расследования. За иные нарушения, допущенные заказчиками, по актам надзора виновные должностные лица привлечены к дисциплинарной ответственности».
Польза есть
Если учесть, что в Костанайской области по госзаказу работают 225 творческих кружков и 380 спортивных секций, это всего лишь небольшая погрешность. Программа дала возможность более чем 12 тысячам детей бесплатно танцевать, заниматься футболом, рисовать и развивать другие свои таланты.
Большинству добросовестных поставщиков услуг, несмотря на все финансовые неурядицы, ArtSport тоже оказался полезен.
– Незадолго до запуска проекта наша школа танцев переехала в новое просторное здание, – рассказывает представитель студии современного танца Interdance Станислав Гавриш. – Чтобы окупить аренду, нужно было набрать больше детей. Благодаря участию в программе нам удалось сделать это быстрее. Кроме того, работа с ваучерами помогла нам сдержать цены на платные абонементы. Сейчас в городе занятия танцами в месяц стоят в среднем 15 тысяч тенге. Нам удается за счет ваучеров пока сдерживать цену на десяти тысячах. Другое дело, что пришлось понервничать изза перебоев с финансированием. Надо платить аренду, зарплату преподавателям. Приходилось занимать. В начале мая нам заплатили за апрель, в августе – за май и июнь. В ближайшее время должны перечислить деньги за ноябрь и декабрь. Если наведут порядок в финансировании, разработают механизм правильного распределения средств, работать можно.
Родители тоже обеими руками за то, чтобы программа прожила как можно дольше. Для семейного бюджета, и без того ослабленного тотальными подорожаниями, ArtSport – хорошее подспорье.
Работа над ошибками
Однако этот год показал, что проекту необходима серьезная трансформация, как минимум залатать коррупционные лазейки и научиться планировать бюджет. Подвижки уже есть. По ходу преследовавших проект неудач законодатели вносили в него изменения.
Как заверяют операторы программы, перебоев с финансированием в следующем году точно не будет.
– Информационная система будет блокироваться автоматически после исчерпания финансового лимита, что исключит регистрацию излишних поставщиков в системе, – пояснил руководитель административного отдела облуправления физкультуры и спорта Виталий Бородин.
Кроме того, бюджет проекта уже четко распланирован. Теперь не придется в середине года лихорадочно искать средства, чтобы рассчитаться с предпринимателями.
– Решением сессии маслихата в декабре средства на 2023 год уже выделены – проблем с оплатой поставщикам услуг не будет. Финансирование государственного творческого заказа на 2023 год запланировано в сумме 1,35 млрд тенге с охватом 7600 детей, – говорит замруководителя управления культуры Костанайской области Лаура Успанова.
На спортивный заказ в бюджете 2023 года выделено 1,13 млрд тенге, которых хватит на оплату занятий 6400 детей.
Предусмотрели законодатели и «фильтры добросовестности», чтобы заранее отсеять желающих прикарманить госденьги. Теперь потенциальные поставщики обязаны предоставить заключение санэпидслужбы на соответствие помещения нормам, а к работе с детьми в спортсекциях допускаются только специалисты, имеющие физкультурное образование или звание мастера спорта и сертификат о прохождении курсов повышения квалификации.
Нельзя сбрасывать со счетов и пристальное внимание органов прокуратуры к проекту ArtSport. После обнародования нелицеприятных фактов надзорный орган пообещал проводить проверки регулярно. Как отметил в одном из недавних интервью министр культуры и спорта Даурен Абаев, главная причина, по которой программа вышла такой неказистой, в том, что она была создана наспех. Исправлять огрехи, которые нужно было просчитать заранее, приходится уже в процессе работы, а это всегда сложнее – постоянные изменения сбивают с толку и родителей, и поставщиков.
Вопросов, судя по всему, будет еще много. Не всем понятна очередность выдачи ваучеров. Ни операторы, ни поставщики доступа к «листу ожидания» не имеют, информационная система якобы отслеживает движение ваучеров автоматически. Не всем по вкусу и ужесточение правил в отношении поставщиков. Многие считают, что нужно сначала полностью отладить все механизмы, а уже потом браться за предпринимателей, которые и так дезориентированы финансовой неразберихой.
Как бы то ни было, но идея ведь хорошая. Хочется верить, что все причастные к ArtSport сделали правильные выводы, и программа будет работать. На пользу детей, прежде всего.