Не от хорошей жизни люди обживают садовые общества. Однако власти от них всячески открещиваются, в итоге они остаются со своими коммунальными проблемами один на один.
Тёмный остров
Садовые общества «Садоводлюбитель «Притобольский» и ПК «Им. К.А. Тимирязева» притулились между двумя городами – Тобылом и Костанаем. И постепенно стали неофициальным населенным пунктом. Много семей живут здесь круглый год. Живут тихо, не жалуются. Просят только одного – света. Анжелика Солоненчук живет в Притобольском дачном обществе с мужем и четырьмя детьми уже три года. Утром собирает старших в школу в потемках – замерзший за ночь электрогенератор так просто не запустить. Весь день женщина с дошколятами сидит дома без света, и только вечером, когда муж приходит с работы и заставляет работать бензиновый агрегат, начинается настоящая жизнь. Можно постирать, включить детям мультики.
– В месяц мы тратим на автономное освещение десятки тысяч тенге, – рассказывает Анжелика. – Электрогенератор ломался уже четыре раза. Еще одной поломки он уже просто не выдержит.
Валентина Зиновьева – старожил Тимирязевских дач. Здесь она вместе с мужем обосновалась 20 лет назад. На дом или квартиру в Костанае семье Зиновьевых не заработать и за пару жизней.
– Дети у нас есть, но они сами ютятся на пятачках. Скопили вот денег, сколько могли, купили у Саныча участок, избушку на курьих ножках здесь поставили. Это наша официальная крыша над головой, мы здесь прописаны. Денег у нас не шибко, генератор почти не включаем, бензин дорогой.
И таких историй тьма что по ту сторону Корейского моста, что по эту. Возникает резонный вопрос: ведь когда выбирали место для жизни, знали, что света нет и не предвидится? Но тут не все так просто. Вернемся лет на 30 назад.
Растащили
В советские времена свет на Притобольских и Тимирязевских дачах был. Но в лихие 90-е огородники стали повально бросать участки, а особо предприимчивые люди этим воспользовались. Растащили все – и трансформатор, и провода, и даже столбы. Дачное общество опустело и погрузилось в темноту. Когда кризис миновал, люди стали возвращаться и восстанавливать домики и участки. Но вот электричество вернуть им никак не удается.
Свет в конце тоннеля забрезжил в 2014 году. Дачникам сообщили, что разработан проект электрификации садовых обществ. Однако на этом этапе дело и заглохло. Местные писали в акиматы всех уровней и даже дошли до Администрации Президента, но тщетно. Шло время, проект устарел, а благо цивилизации до темного дачного царства так и не дошло. А до света рукой подать, всего в 250 метрах от дачного общества горят фонари...
Поняв, что до властей не достучаться, в 2020 году местные жители попытались решить проблему с помощью частника, который выкупил несколько участков в Притобольском обществе. 40 человек вложили в проект по 250 тысяч тенге, остальные заняли выжидательную позицию – мол, вот увидим свет, тогда и заплатим. На этой почве отношения между пайщиками разладились.
Мы связались с предпринимателем Асылбеком Кусаиновым, он ситуацию объяснил так:
«Изначально я намеревался построить в дачном обществе овощехранилище. Собирался ставить солнечные батареи, но председатели двух дачных объединений пришли ко мне с предложением – совместными усилиями провести свет на дачи. Было собрание, все согласились, подписали договор. Я со своей стороны получил разрешения, прошел все этапы согласования в акимате, вложил свои 50 млн тенге. Закупил опоры, провода. На сегодняшний день готовность проекта 60%, за месяц уже все можно подключить.
Проблема в том, что сами дачники сдают деньги неохотно. Вложились только 40 участков из 800. Я понимал, что не все скинутся, но на дворов 400 мы рассчитывали. Чтобы закончить начатое, нам нужно еще 50 млн тенге. Это 200 участков. Когда мы собирались с дачниками, они сказали: вы нам проведите свет, а мы потом заплатим. Но у меня сейчас нет собственных средств в таком объеме и гарантий, что мне их потом вернут, тоже. Тимирязевские сейчас вообще хотят расторгнуть договор и просят вернуть деньги. Чтобы это сделать, мне придется все распродать, я понесу убытки».
По словам дачников, одна из вложивших деньги уже подала в суд на частника и выиграла его. Согласно решению, предприниматель должен вернуть женщине все до копейки...
Сажать, а не жить
На следующий же день после встречи корреспондентов «КН» с жителями садовых обществ их пригласили на личный прием к акиму Костанайского района. Побывали там и мы. Тимирязевцам и притобольцам в очередной раз популярно объяснили, что спасение дачников дело рук самих дачников.
– К сожалению, состояние дачных обществ оставляет желать лучшего, – высказался аким Костанайского района Жансултан Таукенов. – Во-первых, имеет место полное отсутствие инвентаризации дачных обществ. Люди берут земельные участки и не занимаются на них садоводством. Некоторые проживают там круглый год. Уважаемые жители, поймите одно – дачное общество предназначено для сезонных видов работ, но ни в коем случае не для проживания на постоянной основе. Что касается проведения света, газа и другой инфраструктуры, у вас есть председатель дачного общества, который должен за счет средств землепользователей заниматься благоустройством. Дачное общество – это не коммунальная собственность. За счет бюджетных средств в нем никто ничего делать не будет.
Дачники задали резонный вопрос: так почему в 2014 году можно было провести свет за государственный счет, а сейчас нельзя? Сотрудники акимата ответили, что команда сменилась, никто из ныне работающих проекта восьмилетней давности в глаза не видел. По счастью, документ оказался с собой у председателя садового общества им. Тимирязева. На бумаге черным по белому написано, что заказчиком проекта «Электроснабжение дач ОО «Садовод-любитель «Притобольский» и потребительского кооператива «Им. К. А. Тимирязева» является ГУ «Отдел строительства акимата Костанайского района». Указана и стоимость работ – 39 млн тенге.
– Мы все бумаги изучим, разберемся и дадим вам ответ, – пообещал Жансултан Таукенов.
Еще один вопрос, который взял на контроль глава района, – темная история с частником, который взялся за электрификацию и бросил это дело на полдороге. По словам чиновников, предприниматель так и не оформил все необходимые разрешения, да и сам договор, по их словам, выглядит сомнительно.
– Если окажется, что у предпринимателя нет намерения проводить свет, я лично напишу письмо в правоохранительные органы и прокуратуру, потому что здесь затронуты интересы нескольких десятков человек, – пояснил аким района.
Как и всех, кто побывал на этом приеме, нас озадачил еще один вопрос: значит, прописывать людей в домиках на садовых участках можно, а жить в них нельзя? Налицо законодательная коллизия. Как это часто бывает, разбираться в ней начнут только тогда, когда произойдет какая-нибудь глобальная беда, и отсутствие света может сыграть в ней роковую роль.