«...В белые пойдешь? – Нет. – В красные пойдешь? – Нет. А можно я не буду больше воевать?..» Легендарный спектакль о жизни Бумбараша сегодня звучит особенно актуально.
ТОТ самый театр
Ровно 30 лет назад в афише Театра Олега Табакова (ТОТ) появился спектакль «Страсти по Бумбарашу». И он не сходил со сцены почти 20 лет, объездил с гастролями полмира. Лично я его посмотрел живьем тогда трижды. И все три раза с большим удовольствием. На то оно и настоящее искусство, чтобы каждый раз одна и та же постановка выглядела по-новому. Да, многогранный Евгений Миронов, как исполнитель главной роли, просто блистал на большой сцене. Он мог захлебываться от эмоций, которыми покорял зрителей его герой, однако даже моргать не было желания, чтобы только не упустить нить самой истории.
НО! Теперь, спустя столько лет, я понимаю, что не только один актер мог удерживать столько внимания в зрительском зале. В спектакле играли и другие, и тоже отлично. Это сейчас мы их узнаем запросто (по кино, сериалам, телепроектам). А тогда был просто список второстепенных ролей: Анастасия Заворотнюк, Сергей Беляев, Александр Мохов, Андрей Смоляков, Олег Мазуров, Алексей Гришин и другие. Все вместе они и создали постановку, которая вошла в историю театрального искусства. Но ничто не вечно – любимый спектакль ушел на полки чертогов зрительской памяти.
При жизни Олега Табакова я на одном из пресс-подходов спросил его: мол, почему «Бумбараша» вычеркнули из репертуара? И Олег Павлович с присущей ему хитрой улыбкой тогда заметил: «Вот и я тоже очень хочу, чтобы наш с вами «Бумбараш» вернулся в репертуар театра, но уже с новым поколением артистов. И он вернется...»
В этом году спектакль вернули на сцену.
Что-то не так... сегодня
Обновлением занимался Владимир Машков, как режиссерпостановщик и новый худрук. «В каждом театре, – уверенно заявил он на премьере, – должно быть несколько знаковых спектаклей, обозначающих определенные этапы его жизни. Если артисты могут поддерживать в них пламя, значит, коллектив продолжает жить. Я всегда держал в памяти эту работу как мой долг Олегу Павловичу. Выполняю этот долг с радостью, потому что помню, как он любил этот спектакль».
По мнению режиссера новой версии, «Страсти по Бумбарашу» – еще и возможность взглянуть на себя, как в зеркало. Вот и я, когда вошел в фойе театра, был поначалу обескуражен таким огромным количеством зеркал повсюду. Потолок, стены, перегородки, лестница – все зеркальное, только не цельными и монолитными плитками, а вкривь и вкось разбитыми, по замыслу автора. «Это идея Машкова, – подслушал я экскурсовода, водившего по этажам театра зрителей. – Он любитель всего психоделического».
А идея в том, чтобы каждый, кто пришел в театр, увидел себя с разных сторон, возможно, в разных ипостасях. У когото через кривое зеркало самокритика проснется, а у кого-то под другим углом и самооценка повысится. Дизайнеры скажут: все просто – хотели увеличить пространство. Но однозначно, что эта атмосфера заставляет задуматься, когда перед тобой десятки таких же, как ты. Даже любительницы селфи с накачанными губами, красуясь перед таким зазеркальем, нет-нет да и выдавали: «Что-то во мне не так... сегодня».
«Наплевать, наплевать...
...надоело воевать, ничего не знаю, моя хата с краю!» Стихи автора пьесы «Страсти по Бумбарашу» Юлия Кима, положенные на музыку Владимиром Дашкевичем, настолько полюбились нам, зрителям, по фильму «Бумбараш» (1972 г.) с Валерием Золотухиным. Некоторые искренне полагают, что эти песни народные. Потому и в караоке-клубах всегда есть песни Бумбараша. Их поют по сей день. Я не исключение.
«Ходят кони над рекою, ищут кони водопою, ах, к речке не идут, видно, берег крут». Эта песня как лейтмотив всего спектакля. Уже с первой минуты действа ждешь ее. А когда зазвучит знакомый мотив, вроде проверяешь: захватит она тебя в этот раз настолько, чтобы глаза стали мокрыми, или нет?! Всегда захватывает. Вот и на этом обновленном спектакле это произошло.
Сюжет узнаваем: вернулся Бумбараш с Первой мировой войны в родную деревню. А нет ни дома, ни невесты. Как же так: есть и то и другое, но только уже не его. Там идет другая война, не менее жестокая и кровопролитная. Брат воюет с братом, красные с белыми, зелеными, голубыми – в общем, все со всеми. Как быть и что делать тому, кто не хочет больше воевать, непонятно.
Сегодня в спектакле «Страсти по Бумбарашу» занята почти вся труппа театра. Очень масштабный: одновременно на сцене оказывается больше сотни человек, где каждый (!) в своем образе. Как и мечтал Табаков, молодежь на первом плане. Поэтому и темп жизни в постановке просто сумасшедший. Сцены, построенные только на мимике и жестах, говорят намного больше, чем слова. А частушечные напевы, комичные по подаче, но трагичные по содержанию, запросто сменяют драмой романса от белогвардейской интеллигенции.
А что Бумбараш? Кстати, его играет пока малоизвестный, но талантливый Севастьян Смышников, вчерашний студент театрального вуза. Его герой лишь жертва обстоятельств. Он хочет сохранить себя, свою любовь к Вареньке, отношения с братом Гаврилой. Вот и те самые слова из песни – «ничего не знаю, моя хата с краю» – уже не страх, а право на жизнь в мире.
Режиссер Владимир Машков, которого наши коллеги чаще показывают как бескомпромиссного человека, в этом спектакле словно задает вопрос: как быть тому, кто больше не хочет воевать? В реальности, в том числе и на костанайских улицах, не так давно таких можно было встретить нередко.
Но что же на сцене? В последний момент брат Гаврила не выдерживает ревности и убивает Вареньку. А Бумбараш, поддавшись первым эмоциям, убивает брата и произносит только одну финальную фразу: «Господи, когда ты это остановишь?»
P.S. «Страсти по Бумбарашу» вернулись символично – к столетию окончания Гражданской войны. Акцент на слове «окончание»...